Тема: «Педагогом стал бы я...»
Цели:
оценить психологическую готовность учащихся к выбору профессии и осознанность ими выбора профессии педагога;
способствовать осознанию учащимися своих способностей и возможностей, а также особенностей профессии педагога.
Участники: учащиеся 11-го класса, их родители, классный руководитель, психолог, валеолог школы, студенты педагогического института – бывшие ученики школы.
Подготовка:
Школьный психолог проводит с учащимися профориентационное тестирование и готовит анализ его результатов.
Проводится предварительная встреча со студентами, которым разъясняется их роль на собрании, им предлагается подготовить небольшие рекламные ролики о факультетах пединститута, на которых они учатся, а также советы будущим абитуриентам.
Учащиеся разбиваются на группы согласно выбору факультета, на котором они хотели бы учиться, и готовят творческую защиту своего выбора.
Валеолог школы готовит рекомендации выпускникам по разумной организации режима дня в последний учебный год и при подготовке к экзаменам.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. На доске написаны слова В. Маяковского:
У меня растут года, Где работать мне тогда,
Будет и 17. Чем заниматься?
2. Столы в кабинете расставлены по кругу, на столах лежат карандаши, ручки и бланки ответов для экспресс-тестирования «Хороший ли вы психолог?»
-
Бланк ответов «Хороший ли вы психолог?»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ход собрания.
I. Вступительное слово классного руководителя. Он представляет присутствующих друг другу, поясняет цели собрания. Объявляет, что собрание посвящено оценке способностей и возможностей выпускников, которые стоят на пороге выбора будущей профессии. По результатам предварительного тестирования большинство учеников мечтают стать педагогами. Но все ли представляют себе, что это особая профессия, предъявляющая человеку множество требований? Разговор пройдет в свободной форме, у каждого будет возможность высказать свои наблюдения, опасения и замечания. Итак, встреча за круглым столом начинается.
II. Портрет хорошего учителя.
Всем присутствующим предлагается кратко сформулировать качества, которые должны быть присущи хорошему учителю. Под диктовку классный руководитель записывает предложения всех участников собрания. Естественно, исключаются повторы и приветствуются нестандартные мысли.
III. Выступление психолога.
Психолог сообщает, какие тесты по профориентации были проведены с учащимися накануне собрания и каковы их результаты. Выступление заканчивается сообщением о предварительном выборе учащимися факультетов педагогического института.
IV. Творческая защита выбора факультета.
Группы учащихся выступают и доказывают, что выбор ими определенного факультета обоснован и обдуман. I группа представляет факультеты гуманитарного направления, II группа – естественно-математического, III группу составляют учащиеся, выбравшие другие профессии. Третья группа может выступить в качестве «критиков», доказывающих непрестижность, сложность работы в школе, «минусы» профессии учителя.
V. Экспресс-тестирование.
Хороший учитель должен быть и хорошим психологом. Психология – сложная наука, и мы не будем претендовать на то, чтобы показать себя настоящими психологами, но попробуем... Всем присутствующим предлагается принять участие в тестировании «Хороший ли вы психолог?» Это любительский тест на знание различий в мужской и женской психологии. Каждый участник получает бланк для ответов на вопросы теста. Напротив каждой ситуации буквами «М» и «Ж» испытуемый отмечает свой выбор. Полученные данные обрабатываются непосредственно после проведения теста, школьный психолог сообщает ключ к тесту и делает психологические комментарии к тесту по каждой ситуации.
Хороший ли вы психолог?
Два человека разворачивают конфетную обертку. Один из них сразу кладет конфету в рот, а второй надкусывает, чтобы узнать, какая в ней начинка. Кто надкусивший?
В компании кто-то говорит, что люди больше не полетят на Луну. Один из присутствующих соглашается с ним и в подтверждение приводит результаты общественного мнения на тему о целесообразности таких полетов. Другой не соглашается с такой позицией и заявляет: «Я вовсе не считаю, что это правильно. Мне, например, хотелось бы полететь!» Кто рассуждает подобным образом?
Муж и жена после ужина сидят и читают, а в соседней комнате спит их больной ребенок. Один из супругов поднимает голову от книги и говорит. «По-моему, ты волнуешься, не так ли? Но ведь врач сказал, что он скоро поправится!» Кто заметил озабоченность другого супруга?
Муж и жена обедают в ресторане. Один из них заказал много экзотических блюд, другой предпочел блюда стандартные, привычные. Кто из них любитель разгадывать гастрономические загадки в меню?
Супруги входят в магазин промтоваров. В особой витрине выставлены товары-новинки, а на прилавке лежат товары традиционного ассортимента. Кто из супругов рванется первым делом к витрине с новинками?
Супруги входят в магазин одежды, чтобы обновить свой гардероб. Один из них просит у продавщицы четко определенный вид одежды, указывая даже ее фасон и цвет. Другой же говорит, что хотел бы купить что-то, но еще не совсем точно представляет что. Кто колеблющийся?
Стрелка на панели легкового автомобиля, в котором едут муж и жена, показывает, что бензин уже на исходе. Впереди на шоссе – бензоколонка, и один из супругов предлагает остановиться там и заправиться. Второй же предлагает ехать на другую бензоколонку, где обычно и очередь поменьше, и персонал посимпатичнее. Кто из супругов готов рисковать?
Супружеская пара приехала в незнакомый город и заблудились. Один из супругов предлагает спросить дорогу у прохожих, а другой уверяет, что они сами вскоре выедут на нужную ули Кто из супругов не хочет спрашивать совета у прохожих?
На красный сигнал светофора у линии «СТОП» остановились три легковых автомобиля, занявшие все три полосы движения. Когда не светофоре загорелся зеленый свет, один из шоферов стартует первым, чтобы обогнать двух других. Кто он?
Дополнительный вопрос. В кино показывают очень трогательный фильм. Кто из cyпругов чаще будет смахивать слезинки с глаз?
Ключ к тесту:
Ситуации 1,2,4, 6 – женщина; 3, 5, 7, 8, 9 – мужчина; 10 – оба. За каждый правильный ответ ставьте себе 1 балл (ситуации 1—9) и 2 балла за дополнительный вопрос (ситуация 10)
Интерпретация:
Менее 3 баллов. Вы крайне слабы в понимании психологии людей – и различного пола, и просто других.
От 4 до 7 баллов. Вы вполне прилично разбираетесь в мыслях и чувствах других.
8. и более баллов. Вы отличный психолог, и вряд ли кто-то может Вас удивить своим неожиданным поступком.
Психологические комментарии к тесту по каждой из ситуаций
Женщина, ибо для нее интерес к деталям – обычное дело Мужчины куда менее педантичны.
Женщина, ибо она куда субъективнее мужчины и убеждена, что все должно быть так, как она считает: ведь ее мнение – единственно правильное.
Мужчина. Мужчины лучше понимают, что творится в душе у женщин, чем женщины – что происходит в мужской.
Женщина. Женщинам всегда больше, чем мужчинам, не терпится опробовать что-то новое.
Мужчина. Мужчины более любопытны, и всякое новшество у; них вызывает больший интерес, чем у женщин.
6.Женщина, поскольку она обычно принимает решение о том, что купить, лишь на месте, тогда как мужчина обычно знает об этом заранее.
Мужчина. Он может ехать и на капле бензина. Женщина начинает нервничать заранее и предпочитает подстраховаться.
Мужчина. Обычно он уверен в своей способности к ориентировке и не допускает мысли, что может заблудиться. Женщина в этом куда менее уверена.
Мужчина. Для него автомобиль – символ власти и силы Женщины самоутверждаются иначе.
Оба Мужчины и женщины в этой и ряде других сигуаций испытывают одинаковые эмоций. Различие состоит лишь в способе их проявления.
VI. Выступление студентов педагогического института.
В ходе выступления студенты представляют факультеты, на которых они учатся, рассказывают, с какими проблемами они столкнулись при поступлении в институт, каковы сложности первого года обучения. Студенты предлагают свои советы.
Советы студентов выпускникам
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Разбирайте, повторяйте, закрепляйте дома материал изученный на уроке.
Лучше раньше, чем позже. Определите учебное заведение, выясните все о вступительных экзаменах, готовьтесь в течение всего учебного года, а не штурмуйте в последние дни.
Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. Готовясь самостоятельно к экзаменам, составляйте и записывайте краткий план ответа на каждый вопрос и помечайте, где этот материал можно найти в учебной литературе.
Тем, кто рано встает, бог подает.
Соблюдайте режим дня, спите не менее 9 часов, помните, что самое продуктивное время – утро. Учеба по ночам истощает силы, нервы и здоровье.
VII. Выступление валеолога с рекомендациями по организации режима труда и отдыха выпускника. В конце сообщения валеолог раздает всем памятку «Девять аксиом здоровья».
Девять аксиом здоровья
Человек – храм здоровья, любви и красоты. Если хочешь прожить счастливо, сотвори его в своем теле и душе. Это просто, если помнить 9 аксиом здоровья:
Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера, Надежда и Любовь тебе помогут в этом.
Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.
Во всем знай меру: в труде, отдыхе, литании, любви. Здоровье – это мудрость меры во всем.
Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака и наркотиков – они губят тело и душу, Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти, жадности.
Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов
Научись сдерживать свои эмоции, страсти, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей.
Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) ++ Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность).
Говори себе постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.
Запомни! Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер; посеешь характер – пожнешь судьбу!
Помни! Здоровье не все, но все бег здоровья ничто! Здоровье – не только физическая сила, но и душевное милосердие.
VIII. Работа с родителями.
На данном этапе родительского собрания работу продолжают только родители, классный руководитель, школьный психолог. Школьный психолог отвечает на вопросы родителей. Классный руководитель высказывает свои наблюдения и предложения по дальнейшей работе в течение последнего учебного года. Вырабатывается план совместной профориентационной работы. Все конкретные предложения формулируются в виде решения родительского собрания:
Продолжить профориентационную работу в классе.
Посетить педагогический институт в День открытых дверей.
Организовать встречу с преподавателями педагогического института.
Предложить родителям организовать учебу их детей на подготовительных курсах в пединституте (если есть материальные возможности).
Для наиболее успешной подготовки к экзаменам и углубленного изучения предметов рекомендовать учащимся класса в течение года посещать факультативы и дополнительные занятия.
В течение года заботиться о здоровье выпускников, следить за выполнением ими режима дня, поддерживать физическую форму.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература