logo
27_011

Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)

Цели:

  1. дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям;

  2. обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители учащихся 6-го класса.

Подготовка.

I. Анкетирование родителей:

Баллы

1. Хорошо ли вы знаете своего ребенка?

Да 3

Не очень 2

Плохо 1

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

Круглые сутки 3

5−6 часов в сутки 2

1−2 часа в сутки 1

3. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи?

Всегда 3

Иногда 2

Никогда 1

4. Как вы поощряете своего ребенка?

Радуетесь вместе с ним его успехам 3

Просто хвалите 2

Покупаете дорогие вещи, игрушки 1

5. Как вы наказываете своего ребенка?

Делаете вид, что вы огорчены, и не разговариваете с ним 3

Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер 2

Применяете физическую силу, не разрешаете гулять 1

На бланках для ответов родителей отсутствуют баллы. Они необходимы классному руководителю при обработке анкет.

II. Подготовка с группой учащихся инсценировки стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке».

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. На классной доске записана тема родительского собрания и цитаты:

«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний» (Я. Корчак);

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин).

  1. На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II. Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой − которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу затри минуты. (Родители выполняют предложенное задание.)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III. Анализ результатов анкетирования.

Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 1999 году было проведено изучение состояния воспитания в семье детей школьного возраста. Были опрошены родители (преимущественно женщины) из почти 2000 семей в 19 областных центрах страны. Данные исследования позволили социологам сделать выводы, один из которых свидетельствует о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, является «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что ... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»).

Конечно, воспитывать ребенка − нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети − не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание − это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления − обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки − могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий − наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

IV. Инсценировка стихотворения.

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть инсценировку стихотворения О. Гребневой «Родительское собрание на лесной полянке»:

Как-то осенью по лесу

Прокатилася молва:

На полянке ровно в восемь

Собирает всех Сова.

Побросав дела и деток,

Не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел

На тревожный этот зов.

Чем встревожена Сова?

В школе мучает Косого?

Он и дома сущий черт.

Не срывал Сове урок?

Он ведь так умеет выть!

Твой сынок ведь любит петь?

Испытал «прекрасным пеньем»?

Я Мишутку вижу редко.

Нацепив очки на нос,

Задала Сова вопрос:

Кто не бил детишек, папы?

Зашумела тут толпа:

Я Лисенка лишь вчера

Долго за уши драла.

Я за шалости сыночка

«Приласкаю лишь пруточком».

Папа-заяц на пеньке,

Хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрек.

Я косых своих детей

Лапою не трону.

По дороге каждый день

Им внушаю строго:

Не грызите двери.

И хвосты своих друзей

Вы не суйте в щели» −

Протрещала тут Сорока:

Моим детям каждый день

Все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу,

Я ремень беру в подмогу.

Зашумела вновь толпа,

Кто был «против», кто был «за».

Долго не могла Сова

Донести до них слова:

А в особенности папы:

Прекратить в своей семье

Воспитанье «на ремне». Ваши дети так привыкли

К выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей,

Ждут таких же вот вещей.

Как накрасится румяной,

Подведет себе глаза

И порхает по поляне,

Где танцует до утра. −

Тут родительские страсти

Накалились докрасна.

Не в Совиной было власти

Перекрыть их голоса.

... Нерешенная проблема

О битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна. Воспитывает ребенка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

V. Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопросы анкеты.)

Как же хвалить, чтобы сохранить способность радоваться самому делу? Ответ очевиден: награждать самим этим делом, усиливая, подчеркивая радость ребенка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, не любознательностью, пассивностью. Ты сумел, ты стал еще сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

  1. Заключительный этап родительского собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы по 4 человека для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами всех родителей.)

Уважаемые родители, если вы хотите более глубоко познакомиться с проблемой поощрения и наказания в воспитании детей, я предлагаю вам прочитать книгу А.С. Спива-ковской «Как быть родителями» из серии «Педагогика − родителям». Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

VII. Решением родительского собрания является памятка (советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.