logo
27_011

2.11. Отношение детей к миру взрослых

Взрослый мир завораживает ребенка. Дети всех возрастов готовы устанавливать контакты. К установлению связи со взрослыми (родители, учителя, старшие братья, сестры, соседи и пр.) стремятся дошкольники и дети младшего школьного возраста; с миром взрослых в целом – в подростковом, юношеском возрастах. Замечено, что чем взрослее ребенок – тем шире спектр его контактов со взрослым миром.

Но внимание и уважение к ребенку – это невосполнимый дефицит. Зафиксировано резко обострившееся противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых. Замечено, что при проявлении повышенной заботы об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют возможности общения с ними. В результате у многих развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у взрослых, формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям − честности, порядочности и т. п.

И во всех грехах ребенок обычно винит не родителей, а самого себя. Он считает, что взрослые, а тем более родители, не могут быть плохими. Наверное, он сам недостаточно хорош. Ребенок болезненно переживает, если чувствует, что родители его не понимают, не принимают, не любят, и тогда в ответ на наш вопрос о том, что он любит больше всего на свете, отвечает: «Люблю, когда мама всегда добрая».

Когда детям предложили охарактеризовать «Мир в доме» младшие школьники отметили, что это дружба и доброта (55%), мир воображения и спокойствия (15%), мир чистоты (12%), мир отдыха (18%); дети среднего возраста отвечали, что это семья без ссор (43%), когда все счастливы (38%), когда каждый друг другу помогает (10%); хорошие отношения с родными (7%), когда есть своя комната (1%);старшие школьники говорили о том, что это мир – взаимопонимания с родителями (61%); жить в согласии с родителями (18%), уважения между членами семьи (18%), душевная атмосфера (1%), там, где можно поделиться проблемами (2%).

На вопрос: «Кто в вашем доме является хранителем мира?», дети младшего возраста ответили, что мама и папа (49%), мама (40%), папа (6%), мама, папа и я (5%); 39% детей среднего возраста хранителем мира в доме называют маму 12% – папу, 13% – родителей, 25% – всех членов семьи; я – 4%; будущий мамин муж 1,5%; дети старшего возраста убеждены, что это вся семья – 45%; сестра и мама – 20%; мама – 20%; сестра и папа – 10%; 5% – никто.

Таким образом, мир своего дома дети охарактеризовали в таком соотношении: 27% песни, 8% стихи, 3% пословицы, 40% духовные ценности, 6% материальные ценности.

Младший школьник свою семью рассматривает как самое дорогое, что у него есть; это стихия, в которой мы не можем друг без друга; любовь и забота; это моя крепость.

Для среднего школьника семья – это надежный причал в жизни, ячейка общества, цельный коллектив, в котором царит взаимоотношение, надежда на будущее, корабль, который плывет по волнам прямо не сбиваясь с курса, надежный тыл, близкие люди соединенные любовью, любовь и забота всех друг для друга.

Дети старшего школьного возраста свою семью характеризуют как место, где можно получить поддержку; это моя опора; мои родные и близкие; это дом, где царит гармония; здоровый, веселый крепкий коллектив; к чему стремятся родители, а потом мы; создание мира, путем рождения и воспитания достойных граждан моей страны; место, где меня ждут и любят. Здесь царит взаимное уважение. Это моя крепость; сплоченный организм, в котором я являюсь жизненно важной ячейкой; мой крепкий тыл; объединение людей, сплоченных общими интересами; оазис в пустыне; источник любви; это люди, которые будут любить тебя и всегда все простят; всегда помогают и ждут тебя; уютный уголок в мире.

В процентном соотношении для детей «Моя семья – это»: источник радости, любви, добра, счастья – 13%; самое главное и дорогое в жизни – 15%; ячейка общества – 14%; моя жизнь 13%; мои дети, родные, любимые люди – 17,5%; крепость, дои и т.д. – 13%; мама, папа и я – 15,5%.

На вопрос: «Если бы тебе предложили поздравить самого дорогого и близкого члена семьи и в качестве подарка выбрать песню, кого и какой песней ты бы поздравил? Младшие школьники ответили: маму 50% – ПЕСНЯМИ «Мы себе давали слово», веселой песней, русской народной, «Крылатые качели», «С днем рождения тебя!», «Облака» и др.; маму и папу – 30% «Пусть бегут неуклюже», «Я играю на гармошке», «Калина», «От улыбки»; папу – 20% «Комбат», «По зеленой траве», «Я на солнышке лежу». Средние школьники поздравили бы: маму 40% – песнями «Лондон – Париж», «От улыбки», «Оренбургский пуховый платок», «Котенок»; папу 35% – «Про папу», «Песня про Чебурашку», «Комбат», «По зеленой Траве», «Все могут короли»; бабушку 10% народными песнями, «Черный ворон» и т.д.; брата или сестру 15% «Солнышко мое, вставай», «Районы-кварталы», « О нем». Старшие школьники поздравили бы: маму – 45% песнями «Я за тебя умру», «Я тебя люблю!», «С днем рождения, мама», «Погода в доме», «Маленькая страна», «Миллион алых роз»; всех – 35% «Я желаю счастья вам», «Я сказал: поздравляю». «Я на солнышке лежу»; папу – 20% «По высокой траве», «Комбат», «Мулатка».

На вопрос: «Исполнителен и послушен ли ребенок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей?», родители ответили, что: (не всегда исполнителен и послушен – 51%; всегда исполнителен и послушен 45%; часто непослушен и неисполнителен – 4%)

«Как ребенок ведет себя дома?» позволяет шалости; но на замечания реагирует положительно – 80%; всегда хорошо – 10%

«Насколько чутко и отзывчиво относится ребенок к родителям и близким» (отзывчивый, заботливый, добрый – 85%; не всегда отзывчивый и заботливый – 15%)

Большинство родителей обеспокоены, что их ребенок не всегда помогает, делает лишь, то что поручают – 55%; однако любят труд, постоянно помогают старшим – 45%

«Насколько воспитаны простота, скромность у ребенка в отношении старших?» (всегда прост и скромен 71%; иногда проявляет высокомерие 29%)

На вопрос «Проявляется ли у ребенка критичность по отношению к другим людям?», родители отвечают следующее: критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично 48%; критикует, но при этом не всегда разумно и тактично 30%; очень редко высказывает свои мнения 22%

«Проявляет при этом самокритичность?» (не всегда исправляется после критических замечаний 51%; самокритичен, уважает критику членов семьи, стремиться учесть критические замечания – 49%).

«Пространство взрослых» дети воспринимают на уровне взрослой жизни − это забота (о детях, о доме, обо всем) − 67%; работа (задержка по работе допоздна, труд, тяжкий труд, ни часочка отдыха, усталость, спешка на автобус, спешка на работу) − 50%; любовь (роман, свадьба, замужество) − 46%; семья (приготовление еды) − 29%; проблемы − 25%.

Остальные ответы показывают, что дети видят следующие отличительные черты жизни взрослых: ссоры, споры, головная боль, стресс; газеты, телевидение, квартира, машина, зарплата, деньги, строительство дачи, дома; компьютер, документы, офис, счета, успехи, дела, должность, карьера, бумаги, власть-, пиво, еда, шумные праздники, танцы, гости; покупки, поездки на рынок за продуктами, магазины; украшения, одеколон, духи, лак для волос, посещение парикмахерской, подарки; отзывчивость, мягкость, доброта, приветливость, храбрость, самостоятельность, ответственность серьезность, понимание другого человека, мудрость, строгость, четкость, воспоминания, помощь людям; ценности − мир, спорт, друзья, книги, знания; страхи − война, зависимость, оружие, убийства; интересы − учеба, университет, образование; книги, новости; чувства − радость, счастье; внешние приметы − галстук, модная одежда, очки.

Но дети всех возрастов мечтают о мире в семье.

Мир, где светит ярко солнце,

Где цветут зимой цветы,

Где тебя встречает мама,

Где сбываются мечты,

Мир, где каждый вечер добрый,

Где вокруг тебя друзья,

Где тебе всегда помогут.

Этот мир – моя семья!