logo
27_011

Методы изучения личности учащегося

Кроме вышеизложенных способов, можно выделить 3 группы методов изучения личности учащихся.

1. Изучение личности как таковой, которое исследует:

  1. возможности нравственного развития;

  2. степень формирования умственных способностей и умений (тест Айзенка или ШТУР);

  1. способности к профессиональной ориентации;

  2. интересы учащихся;

  3. оценку чувств и эстетических качеств учащихся;

  4. уровень физического развития (для последних пунктов имеется тест Филипса).

2. Исследование классного коллектива включает в себя:

  1. изучение его единства и эмоциональной целостности;

  2. изучение групп в классе, разделенных по интересам, социальным слоям, уровню подготовки и местожительству; взаимодействие между ними, разрешение конфликтных ситуаций;

  3. исследование межличностных связей.

3. Изучение семьи учащихся и взаимоотношений внутри нее проходит по следующим пунктам:

  1. особенности семейного воспитания;

  1. внутрисемейные связи и привязанности, взаимодействие родителей и детей;

  1. эмоционально-психологическая атмосфера в семье;

  2. изучение жизни и особенностей характера родителей.

Для прояснения подобных вопросов тоже имеется большое количество тестов, которые можно найти или у своего психолога в школе, или в Интернете, или в специальной литературе. Сможет ли классный руководитель проанализировать огромную массу материала тестов и сделать правильное заключение? Это вопрос сложный. Ведь существует вероятность того, что половина детей ответит на основе своих сиюминутных субъективных ощущений, а половина родителей просто, не придет на тестирование. Систематизировать по всему классу материал не удастся. Это можно сделать или в образцово-показательных школах, или потолочным способом (добавив результаты с «потолка»). Даже в вполне благополучных классах собрать родителей сразу всех вместе никогда не удается. Это показывает огромный опыт и своей работы в школе, и обучения собственных детей в других школах.