logo
27_011

Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)

Цели:

  1. познакомить родителей с результатами исследований ученых о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств подростка;

  2. побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье.

Участники: родители учащихся 8-го класса, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовка:

1. Приводится анкетирование родителей с целью определения уровня комфортности ребенка в семье.

Анкета для родителей

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество

I. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) хорошей организации быта,

б) радости общения,

в) покоя и защищенности.

II. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба;

в) трудовое участие детей в жизни семьи.

III. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) да

б) нет

в) не знаю

IV. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да

б) нет

в) не знаю

V. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным

б) встретить любовь,

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности

VI. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) да,

б) нет

VII. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) да,

б)нет

VIII. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общему,

б) возможное быть самим собой,

в) мучение и пытка

2. Среди учащихся проводится анкета с использованием вопросов, аналогичных вопросам из анкеты для родителей, чтобы впоследствии иметь возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон.

Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только одно из предложенных утверждений

1. Чтобы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а) хорошей организации быта;

б) радости общения,

в) покоя и защищенности.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да

б) нет

в) не знаю.

4.Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений:

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным,

б) встретить любовь'

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да,

б) нет;

в) не знаю

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения

б) возможность быть самим собой:

в) мучение и пытка

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в. вашей семье?

а) да

б) нет

Оформление, оборудование и инвентарь. На доске записана тема собрания и слова Я. Корчака: «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители сегодня в вашем классе очередное родительское собрание. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

II. Выступление школьного психолога о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:

а) гармоничность отношений в семье;

б) особенности воспитательных усилий родителей. Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта − конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания − полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка − его взгляды, его отношение к людям − в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок − это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

III. Выступление классного руководителя. Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя: Попробуем сформулировать причины конфликтов:

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье − ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

IV. Задание для родителей.

Готовясь к данному собранию, я встретила в книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попытайтесь ее расшифровать (пятиминутная музыкальная пауза). Вопрос родителям: у кого что получилось?

Законы семьи

1-й закон − единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон − закон значимости похвалы для ребенка,

3-й закон − закон трудового участия каждого члена семьи.

4-й закон − закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

V. Анализ анкет, проведенных среди учащихся.

Школьный психолог предварительно предлагает родителям ознакомиться с вопросами анкеты и сделать прогноз о том, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т.е, проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.

VI. Заключительное слово классного руководителя. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.

VII. В качестве решения родительского собрания все родители получают памятки с законами воспитания ребенка в семье.