logo
27_011

Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

(составлено и проведено Н.М Клюхиной)

Цели:

  1. познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации.

  2. проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;

  3. дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.

Участники: родители учащихся 9-го класса, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, медработник школы.

Подготовка.

I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

II. Проводится анкетирование учащихся.

  1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

  2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

  3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

  4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? Какие?

  5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наилучшим?

  6. Как ты считаешь, какие продукты питания активизируют умственную деятельность?

III. Во время классного часа проходит тестирование девятиклассников по «Стресс-тесту». Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:

  1. – почти никогда;

  2. – редко;

  3. – часто;

  4. – почти всегда.

  1. Меня редко раздражают мелочи.

  2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

  3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

  4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.

  5. Не переношу критики, выхожу из себя.

  6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

  7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.

  8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

  9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.

  10. Страдаю отсутствием аппетита.

  11. Беспричинно бываю беспокоен.

  12. По утрам чувствую себя плохо.

  13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю,. не мог отключиться.

  14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

  15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.

  16. У меня бывают боли в спине и шее.

  17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.

  18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я

  19. делаю.

  20. Думаю, что лучше многих.

  21. Не соблюдаю диету, все постоянно колеблется.

Шкала оценки:

30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.

31-45 баллов.— Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), гак ив отрицательном. По всей видимости, вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 баллов. – Ваша жизнь ~ беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд пи это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и больше. – Вы живете, кок водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает здоровью, и вашему будущему.

IV. Классный руководитель обрабатывает, анализируем результаты анкетирования и тестирования.

V. Изготавливаются памятки,

Некоторые закономерности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного, лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.

  2. Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям [кувырок, свеча, стойка на голове), т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

  3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут {взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

  4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

  1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

  2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас. Это ослабит ваше переживание.

  3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.

  4. Мобилизация юмора Смех – противодействие стрессу.

  5. Интеллектуальная переработка. «Нет худа без добра»

  6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия)

  7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

Оформление, оборудование и инвентарь. На доске оформлены высказывания: «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г. Селье); «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход» (Д. Карнеги).

Ход собрания.

I. Учитель сообщает повестку дня, знакомит с порядком проведения собрания.

II. Выступает заместитель директора школы, рассказывает о правилах проведения итоговой аттестации.

  1. Родители отвечают на вопросы анкеты и теста, на которые уже отвечали их дети.

  2. Медицинский работник школы рассказывает о том, как сохранить здоровье в период подготовки к экзаменам.

V. Выступает классный руководитель. В своем выступлении он использует обобщенные результаты анкетирования, предлагает родителям сравнить их ответы с ответами детей, предлагает обратить внимание на рекомендации, изложенные в памятках.

VI. Родители в группах обсуждают каждую памятку, затем комментируют рекомендации, приводят примеры из жизни, которые подтверждают или опровергают рекомендации, выдвигают свои предложения.

VII. Принимается решение родительского собрания:

  1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.

  2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.

  1. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.

  1. Верить в силы детей, самим не поддаваться волнениями панике.

Оформление, оборудование и инвентарь.

1. На доске пишутся тема собрания и эпиграфы: Дорого вовремя время.

Времени много и мало. Долгое время – не время, Если оно миновало...

(С.Я. Маршак)

Все у нас чужое, одно лишь время наше.

(Луцилип)

Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, что и его, кто хочет, тот и отнимает

(Л.А. Сенека)

  1. Результаты анкетирования учащихся оформляются в виде диаграмм, таблиц и текстов.

  2. Оформляется выставка лучших сочинений учащихся «Как я провел (провела) каникулы».

  3. Готовятся ксерокопии плана общественной жизни класса на очередной период (планы на каждый стол готовит актив класса по решению классного собрания).

5 Столы и стулья расставляются для групповой работы родителей.

Ход собрания.

I Вступительное слово классного руководителя.

Добрый вечер, уважаемые родители!' Спасибо вам большое за то, что вы нашли силы и время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем очень важной проблеме свободного времени наших детей. Вы видите перед собой удивительное по точности замечание древнего мудреца Сенеки о времени, которое проживает по-своему каждый из нас: и мы, взрослые, и наши дети. Тот же Сенека советует «Не упускай ни часу удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего. Это касается не столько нас с вами, сколько наших детей, которые вступили в сложную пору отрочества. Для них умение сегодня организовать свое свободное время – завтрашний характер, а значит – судьба. Научатся они управлять своим временем сегодня, значит, научатся завтра управлять своей судьбой.

Условия проведения детьми своего свободного времени за последнее десятилетие изменились во всех развитых странах мира. В связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (прежде всего телевидения) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т.д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми; Главным «пожирателем» времени и взрослых, и детей стал телевизор. Родители много времени проводят на работе, иногда много времени отнимают поездки к месту работы. В результате непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму. Если раньше при посещении друг друга семьями взрослые не только общались с детьми, но и организовывали совместные прогулки и игры, то сегодня картина иная Даже в застолье, в то время, как взрослые выпивают в одной компании, дети (даже младшего возраста) веселятся на своей «лимонадной» вечеринке в другой.

Есть основание считать, что переориентация подростков в общении с родителей на сверстников объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме

По результатам социологических исследований, проведенных в Петербурге, на воспитание детей отцы тратят 9,6% своего свободного времени в будние дни (это составляет 21 минуту) и 7,2% – в выходные (35 минут). Куда же идет остальное свободное время отцов Главным образом – в сфере индивидуального досуга. Так например, его доля у отцов составляет свыше 70%. Сам по себе ее показатель не был бы так тревожен, если бы содержание этого досуга, как говорится, не оставляло желать лучшего. Во всяком случае (выскажусь очень осторожно), свободное времяпрепровождение родителей не всегда является хорошим примером для детей Д; ведь эта часть свободного времени родителей имеет исключительно важное значение. С кого же как не с родителей, берут пример дети в организации своего досуга?

Обычно дети имеют весьма смутное и поверхностное представление о том, как работают их родители, какие у них деловые качества, как складываются их отношения на рабочем месте. Но о том. как папы и мамы проводят свое свободное время, детям известно значительно больше, поскольку они всё это видят собственными глазами.

Я не буду убеждать вас, дорогие родители, в необходимости совместного проведения досуга с вашими детьми, особенно теперь, когда они хотят сами выглядеть значительно взрослее не только физически, но и духовно. Наши исследования показывают, что, во-первых, достаточно велико число одиноких подростков: около четверти учащихся нашего класса не нашли себе «интимных» партнеров по общению (которым можно полностью довериться) не только среди родителей, но даже среди сверстников. И это при том, что товарищеская обстановка в коллективе класса может считаться вполне благополучной.

Во-вторых, огорчает приверженность подростков и родителей к телевизору в ущерб другим, более активным, формам проведения свободного времени. И, наконец, в-третьих, тревожит недостаточная активность общения детей с родителями во всех формах проведения досуга, исключая застолье, которое прочно держит первенство среди других досуговых занятий подростков в праздничные дни. В результате выборочного опроса установлено, что не менее 65% мальчиков-восьмиклассников, 80% девятиклассников и 94% десятиклассников пробовали употреблять спиртное.

Нас, учителей, тревожит эта довольно опасная забава. Но в какой степени виноваты те юноши и девушки, для которых вино стало обязательным спутником их свободного времени? Может быть, это их беда? А вина лежит на взрослых, которые не научили своих детей интересно и содержательно отдыхать.

Нам, взрослым, ничего не бывает жалко для наших детей. Мы отдаем им самое вкусное, одеваем во все самое лучшее, защищаем от болезней и напастей. Но вот свое свободное время мы отдаем им неохотнее всего остального. Из средств материального семейного бюджета мы все больше и больше средств расходуем на питание, одежду, обучение, развлечения детей и т.д. А если посмотреть на затраты свободного времени на детей, то окажется, что наши наследники испытывают значительный дефицит родительского общения. Телевизор тут находится в более привилегированном положении, чем родное дитятко.

Такая ситуация со свободным временем наших детей и заставила нас с вами собраться вместе.

II. Выступление социального педагога с анализом анкет учащихся.

Во время выступления на столах перед родителями лежат листочки с основными результатами исследования и ксерокопии диаграмм.

Тезисы выступления:

  1. Свободного времени в бюджете времени у наших восьмиклассников не так уж и много, поскольку основное время занимает учеба и исполнение жизненно необходимых потребностей. Но не так уж и мало: от одного до четырех-пяти часов (у разных учащихся).

  2. В бюджете свободного времени основное время тратится на общение со сверстниками и развлечения. Обращает на себя внимание тот факт, что выполнение детьми обязанностей по дому занимает очень незначительное место или совершенно отсутствует.

  3. Крайне мало (по самооценке) наши дети занимаются подвижными играми и бывают на прогулках.

  4. Значительное место в бюджете свободного времени занимают занятия по интересам (спортом, в кружках, музыкальной и художественной школах и т.д.).

  5. Дети в основном ориентированы на общение с родителями, но общаются с ними редко. Основные формы досугового общения и взаимодействия с родителями – ужин, просмотр телевизора, хождение по магазинам и рынкам. Изредка ходят к родственникам, играют в карты, разговаривают. В открытых анкетах дети часто высказывают сожаление о том, что редко общаются со своими родителями. В пяти случаях подростки отмечают, что «говорить с родителями как-то не о чем». Содержанием общения являются преимущественно краткие неконкретные разговоры (реплики) о настроении, об оценках, о школе и об актуальных событиях (которые только что произошли). На домашнее общение настроены преимущественно девочки.

6. Среди «трех важных жизненных желаний» подростки называют:

III. Работа родителей в группах (традиционная форма работы родителей на собраниях в данном классе). Обсуждаются вопросы:

  1. Какие выводы для себя можно сделать, прослушав сообщения специалистов?

  2. Что является важным в нашем общении с детьми? Что необходимо изменить в этом общении?

  3. Какие мероприятия по организации семейного отдыха возможны и необходимы в классе? Когда и как их организовать? Кому поручить организацию?

  4. Чем и как родители могут помочь в организации жизни класса?