§ 4. Основные условия развития детского коллектива
Проблема детского коллектива в педагогике – это в конечном итоге проблема управления его развитием, как инструментом воспитания, поэтому в педагогических исследованиях достаточно полно раскрываются теоретико-методические основы педагогического руководства данным процессом, специфика которого определяется особенностями этапов развития коллектива. Поэтому учет особенностей развития коллектива следует рассматривать как важнейшее условие его формирования. В зависимости от степени развития коллектива педагог занимает разные позиции во взаимодействии с членами коллектива: организатора, участника, консультанта. Партнерская позиция помогает педагогу находить совместно с коллективом варианты эффективного решения проблем, возникающих в ходе проектирования и организации разных видов деятельности.
Необходимым условием развития коллектива является организация его перспективных социально и личностно значимых устремлений (целей).
А.С.Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю, несколько отодвинутую во времени, и далекую, отодвинутую во времени.
«Система перспективных линий должна пронизывать жизнь коллектива. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель и прилагал усилия для ее осуществления… Выбор перспектив должен быть реалистичным: прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы».
Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. «Совместная предметная деятельность, во-первых, порождает, творит межличностные отношения ее участников; во-вторых, является средством, орудием, через которое только и могут быть преобразованы межличностные отношения; в-третьих, процесс реализации межличностных отношений в ходе совместной деятельности представляет собой движущую силу развития социальной группы»70.
В связи с этим очень важным условием в этом процессе является вовлечение членов коллектива в разнообразные виды деятельности, содержательные в социальном и нравственном отношении; организация и стимулирование таких видов деятельности, чтобы они сплачивали и объединяли детей в самоуправляемый коллектив. Проектирование, организация под руководством педагога внеучебных интересных дел помогает в коллективе установить микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, т.е. создать определенную социально-культурную микросреду для развития личности. Признаками достигшего коллективом уровня сотрудничества являются:
– целенаправленность (стремление всех членов коллектива к общей цели);
– мотивированность (заинтересованное отношение детей к различным видам совместной деятельности, что обуславливает их активное и творческое отношение);
– целостность, структурированность (взаимосвязанность функций, прав, обязанностей, ответственности членов коллектива, взаимная поддержка и взаимопомощь в осуществлении коллективного замысла);
– согласованность (согласованность действий, низкий уровень конфликтности);
– организованность (планомерность деятельности, управления и самоуправления);
– результативность (возможности коллектива достигать высоких результатов в разнообразных видах деятельности, в своем развитии). Данный признак связан с достижением, осознанием и оценкой значимости коллективного результата. При этом педагогу совместно с членами коллектива необходимо акцентировать внимание на личностном вкладе каждого в общее дело.
Любой вид деятельности, организуемый в коллективе, требует соблюдения ряда условий: умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, выдвижение увлекательных социально и личностно значимых перспектив, возрождение и создание традиций коллективной жизни.
Значимость педагогического требования заключается в том, оно помогает в классном, школьном коллективе навести порядок и дисциплину, вносит дух организованности в деятельность воспитанников, выступает как инструмент руководства и управления ими, т.е. как метод педагогической деятельности, стимулирует их развитие, помогает укреплять духовные взаимоотношения в коллективе и придает им общественную направленность. Педагогическое требование, «будучи сначала методом в руках педагога, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности детей, отражается в их интересах, потребностях, личностных стремлениях и желаниях»71.
При реализации требования необходимо учитывать межличностные отношения в коллективе, общественное мнение, сложившееся в нем. Требования педагога должны поддерживаться если не всеми, то большинством коллектива при поддержке актива. Поэтому работа педагога с активом с целью его подготовки к управлению (самоуправлению) коллективной жизнедеятельностью также является важнейшим условием развития коллектива. Особого внимания в этом направлении заслуживает вывод В.М. Коротова о том, что самоуправление, органы самоуправления не могут создаваться «сверху», т.е. начинаться с создания органов самоуправления педагогом: оно должно естественно вырастать «снизу», из самоорганизации тех или иных видов деятельности, в ходе которых проявляют себя лидеры, которые составляют актив.
Создание органов самоуправления, их количество в образовательном учреждении зависит от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой и реализацией которых должны быть заняты все члены коллектива, в чем и состоит большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства-подчинения.
Общественное мнение коллектива, как условие и результат деятельности педагога и актива по его формированию, – «это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни…». В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. выделяют два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов. По их мнению, если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам, стремятся к их преодолению72.
Здоровое общественное мнение в свою очередь способствует реализации педагогом в коллективе методики параллельного действия, что также следует рассматривать как условие его развития.
С выделенными выше условиями развития коллектива следует обозначить накопление и укреплений традиций, что является важной задачей воспитательной деятельности педагога. А.С.Макаренко подчеркивал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Традиции – это форма коллективной жизнедеятельности, которая ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективных взаимоотношений и общественное мнение. Они в коллективе возникают естественно, отражают историю, прошлое, яркие дела, события в жизни конкретного коллектива. К ним относятся праздники, ритуалы, обычаи, знаменательные даты, нормы поведения, стиль общения и т.д.
Педагогическое руководство также в качестве условий предполагает:
– рассмотрение коллектива в качестве педагогического средства, своеобразного инструмента, который надо создать, чтобы использовать в воспитании всех и развитии каждого в отдельности, при этом он выступает как объект и субъект воспитания;
– выделение целеполагания как вида деятельности коллектива, детерминирующего развитие субъектности входящих в него детей;
– представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двустороннем: идентификации ребенка в коллективе и обособлении его в коллективе (быть со всеми и оставаться самим собой73. В современном образовательном процессе педагог должен обеспечивать гармоничное соотношение процессов идентификации (интеграции) и обособления (индивидуализации) детей в процессе их социализации в коллективе.
В рамках реализации первого условия, выделенного учеными, педагог и коллектив должны выступать равными субъектами взаимодействия, их отношения должны строиться на основе взаимопринятия и взаимопонимания. Демократический стиль педагогического руководства коллективной деятельностью, установка педагога на партнерство в общении, признание им прав детей на собственную точку зрения позволяют ему оказать помощь каждому в поиске своего места в коллективной жизнедеятельности в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями, максимально использовать возможности каждого в достижении общезначимой цели. Демократический стиль педагогического руководства предусматривает также стимулирование совместного с членами коллектива целеполагания в коллективной жизнедеятельности.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература