logo search
шпоры ГОСЫ

2_)Методы и методология психологических исследований.

Общая цель всех методов исследования заключается в точной регистрации психологических фактов для последующего теоретического анализа. Успехи психологических исследований в значительной степени определяются развитием методологического аппарата.

С точки зрения методологического анализа выделяются три их уровня.

1. общая методология – общий философский подход, общий способ познания явлений действительности. Предусматривается рассмотрение явлений и процессов в развитии, во всем многообразии связей и отношений. В качестве общей методологии различные исследователи применяют различные философские системы. Производится мировоззренческое обобщение полученных результатов.

2. частная (специальная методология) – совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Дает указания относительно способов разработки психологических теорий, помогает выделить принципиальную структуру и основные линии взаимосвязей в изучаемом объекте.

3. совокупность конкретных методов, методик и процедур исследования – связано с практикой исследования. В практике исследования все методики рассматриваются вместе с общей и специальной методологией. Любой методический прием, например тест, всегда рассматривается вместе с решением ряда более принципиальных вопросов исследования.

Эффективность исследования определяется правильной взаимосвязью методологии, методов исследования и методик - на основе общих методологических принципов строится любое психологическое исследование. Исходя из методологических принципов и конкретных задач тех или иных особенностей психики ребенка, определяется стратегия, общий путь психологического исследования.

Основные методологические принципы:

1. принцип детерминизма. Специфика детерминант психического развития ребенка:

а) особая роль обучения и воспитания в процессе формирования личности (воспитание — процесс многоплановый и многофакторный; научное объяснение опирается на взаимосвязанный характер детерминации);

б) степень сформированности головного мозга ребенка, его нервной системы в целом (каждый из возрастных периодов рефлекторной деятельности имеет свои особенности);

в) влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.

2. Принцип единства психики и деятельности. Изучать детей в процессе их обучения и воспитания:

а) учитывать связь психического развития ребенка с единства его ведущей деятельностью;

б) фиксировать и анализировать поведение и действия деятельности ребенка:

— в ведущей деятельности;

— в зарождающейся;

— в сохраняющейся деятельности, наряду с ведущей.

3. Принцип объективности. Равенство экспериментальной и контрольной групп:

учитывать социально-экономические, исторические, этнические различия при сравнении детей:

— по уровню психического развития;

— по содержательной характеристике деятельности;

— по обучаемости и т.д.

Психические явления рассматривать такими, какими они являются на самом деле (регистрировать факты и сопутствующие явления).

Количество собранного материала должно быть достаточным для статистической и качественной обработки (обратить внимание на противоречивые факты!)

4. Принцип развития. Изучать психическое явление в системе трех координат:

1 ) актогенеза (развитие процесса в ответ на воздействие конкретного раздражителя);

2) онтогенеза (процесс развития конкретного ребенка);

3) историогенеза (учет акселерации и др.).

Учитывать:

а) психологические особенности возраста, предшествующего изучаемому;

б) тенденции развития в последующих возрастных ступенях.

Таким образом, изучать те особенности психики, которые четко определились, и те, в которых намечается развитие.

Классификация методов исследования (по Борису Геннадьевичу Ананьеву).

I. Организационные методы.

1. Сравнительный («поперечных срезов») – сопоставление различных групп испытуемых.

«+»: можно быстро получить статистически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов.

«-»: данные усредняются без учета индивидуальных особенностей. Не вскрывается сам процесс развития, его природа, движущие силы.

2. лонгитюдный – отличается длительностью и использованием большого количества методик. Систематическое изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

- выборочное исследование (какой-то психический процесс);

- комплексное исследование (психическое развитие ребенка в целом).

«+»: устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребенка и выявляются их причины.

«-»: опасно распространять данные исследования на всех детей. может быть преувеличена роль индивидуальных различий.

3. комплексный – участие представителей разных стран (наук). Возможность установления связей и взаимосвязей между явлениями разного рода.

II. эмпирические методы – наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы, психологические метода (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа), анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы.

III. методы обработки данных.

1. количественны – статистика;

2. качественный – дифференциация материала по группам, вариантам. Описание случаев.

IV. интерпретационные методы.

1. генетический - Интерпретация собранного материала в характеристиках развития. Устанавливаются «вертикальные» связи между уровнями развития.

2. структурный - Устанавливаются «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками.