logo search
шпоры ГОСЫ

19_)Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска.

Семья группы риска - это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых.

Диагностика семьи - постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога.

В процессе первичной диагностики важно разобраться в обоснованности жалобы или проблемы, понимании родителями проблемы, ее причин, характере ожидаемой помощи от специалиста. Причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях отношений родителей и детей, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития.

Диагностика семьи предполагает использование традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.

В процессе диагностики социальный педагог выявляет факторы, которые приводят к конфликтам и проблемам в семье. Определяются статус семьи, жилищные условия, соседство, религиозная и национальная принадлежность.

В ходе обследования составляется «карта семьи» с характеристиками каждого ее члена, знаменательными семейными датами. Также отмечается способность адаптироваться к изменениям. Изучается сам ребенок, подросток: его здоровье, круг интересов и друзей, отношения в образовательном учреждении и вне его, проблемы, информированность о родителях (их вкусах, интересах, друзьях и авторитете на ра­боте, заботах, здоровье).

Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.

Социально-педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основное назначение диагностики и мониторинга - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование и т.п.

На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

Дети группы риска-категория детей, кот. в силу определ. обстоят своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества, ставших причиной дезадаптации несовершен.

Работа с детьми групп риска должна носить комплексный характер и разворачиваться во всех формах социал, педагогич. и психол. помощи, работа с детыми групп риска включ. след этапы:

1. социально-педагогич. и психол. диагностика обучающихся и их семей, постановка социального диагноза;

2. выявление всех проблемных подростков группы, изучения положения в семье;

3. изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося, возможное включая его во внутр. деятельность.

Стадии работы с детьми группы риска и их семьями:

1. выявление (обноруж, сообщение о семье, учет семей и подростков находящ. в ТЖС);

2. индивидуал. проф. работа (соц. адаптация, реабилитация; меропр. по защите прав; оказание помощи детям; организ. обуч, отдыха.)

 Диагностическая деятельность социального педагога заключается в сборе сведений о ребёнке. Это, в первую очередь, сбор социального анамнеза семьи ребёнка, изучение сети его социальных контактов. В процессе диагностической деятельности обязательно должна произойти первая беседа социального педагога с ребёнком. Это одно из наиболее сложных направлений в деятельности социального педагога по отношению к детям «группы риска» – установление контакта с таким ребёнком и создание доверительных отношений с ним. Такая работа требует от социального педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребёнка. Сбор такой информации происходит на основе анализа личного дела ребёнка, собеседования с классным руководителем, индивидуальных бесед с ребёнком, наблюдения за ним во время уроков, на переменах и т.д.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные педагоги испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному педагогу необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

На этапе диагностики социальный педагог должен провести социометрию классного коллектива с целью выявления того статуса, который занимает ребёнок. Также на диагностическом этапе необходимо изучить уровень социального развития ребёнка, в том числе и определить степень удовлетворения его материальных потребностей.