logo search
шпоры ГОСЫ

2_)Теория обучения и воспитания в системе современного образовательного процесса.

Образовательный процесс — диалектически взаимосвязанная система обучения и учения, обеспечивающая развитие индивидуума как личности, опирающаяся на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика посредством применения личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности(Олешков М.Ю., Уваров В.М.).

Теория обучения - система научных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавателя и студента, учителя и ученика в процессе обучения.

Теории воспитания – это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитания. 

  1. Ассоциативно - рефлекторная теория обучения.

Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения: ассоциативно - рефлекторная; поэтапного формирования умственных действий и понятий; проблемно - деятельностного;содержательного обобщения В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина(развивающее обучение);программированного обучения и др.

В основе ассоциативно - рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М. Сеченовым иИ.П.Павловым закономерности условно - рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, в мозгу человека идет постоянный процесс образования условно - рефлекторных связей - ассоциаций. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании, зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые - психологи, педагоги С.Л. РубинштейнА.А. СмирновЮ.А. СамаринП.А. Шеварев и др. разработали ассоциативно - рефлекторную теорию обучения. Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций - простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

восприятие учебного материала;

его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

применение усвоенного в практической деятельности.

3.Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

4.Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

подача учебного материала в определенной последовательности;

демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.