logo search
шпоры ГОСЫ

8_)Психология учебной деятельности: сущность, концепция, структура учебной деятельности.

Разработчиками психологической теории учебной деятельности являются Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Аэлита Капитоновна Маркова, Петр Яковлевич Гальперин, Нина Федоровна Талызина и др.

Можно выделить три основные трактовки понятия учебной деятельности (УД):           1. Иногда УД рассматривается как синоним научения (приобретение знаний, умений и навыков), учения (научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта), обучения (означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях).           2. В «классической» советской психологии и педагогике УД определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Даниила Борисовича Эльконина – Василия Васильевича Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Авторы концепция учебной деятельности разработали представление об эталонной УД как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у учащихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации УД. Согласно этой концепции, учащийся как субъект познания должен быть способен: овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу; воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания; осуществить восхождение от абстрактного к конкретному. Иными словами, субъектность ученика проявляется в его способности воспроизвести содержание, путь, метод теоретического (научного) познания.

Сущность УД состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание УД заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.

Усвоение знаний, умений и навыков внутри УД имеет ряд характерных особенностей:           Во-первых, содержание УД составляют научные понятия и законы, всеобщие способы решения соответствующих им познавательных задач.

Во-вторых, усвоение такого содержания выступает как основная цель и главный результат деятельности.

  В-третьих, в процессе УД происходит изменение самого ученика как ее субъекта, происходит психическое развитие ребенка благодаря приобретению такого основного новообразования, как теоретическое отношение к действительности. Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Относительно основных структурных элементов УД до сих пор в педагогической психологии нет единого мнения.

По Репкину Владимиру Владимировичу в структуру учебной деятельности входят:

- актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;

- определение конечной учебной цели - мотивы;

- предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;

- выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;

- действия контроля;

- действия оценки.

По А.У. Варданян, Г.А. Варданян:

- учебные задачи и действия, направленные на их разрешение;

- характер эмоциональной окрашенности УД;

- цель УД;

- средства (методы, способы) осуществления УД;

- результат УД (усвоение учебного материала и общих способов действия в изучаемой области действительности);

- характер процесса УД как содержание и последовательность осуществления входящих в ее состав действий.

По мнению Даниила Борисовича Эльконина , в структуру УД входят:

- учебная цель;

- учебные действия;

- действия контроля процесса усвоения;

- действия оценки степени усвоения.

Василий Васильевич Давыдовсчитал, что в структуру УД входят:

- учебные ситуации (или задачи) (они подводят ученика к овладению обобщенными отношениями в изучаемой области знаний, к овладению новыми способами действия);

- учебные действия (направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно, способами перехода от модели к объекту и обратно и т.д.);

- действия контроля и оценки (Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия).

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:

- потребность (стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области);

- учебная задача (при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач);

- мотивы учебной деятельности (в них конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач);

- учебные действия и операции (необходимо сначала выполнять действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия. При этом эти операции должны вначале выполняться либо материально с помощью каких-то предметов, либо материализованно с помощью их знаковых заменителей, изображений. Лишь постепенно, по мере отработки тех или иных операций, процесс выполнения действия свертывается и в конце концов выполняется сразу как единое действие).