logo search
Лекции Основы сурдопедагогики

1.7.4. Педагогическая характеристика системы обучения глухих произношению.

Задачи обучения глухих произношению:

Содержание обучения представлено в специальной школьной программе, кото­рая состоит из следующих разделов:

Речевое дыхание - формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы. Голос - формирование навыка пользо­вания голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. Звуки и их сочетания - формиро­вание умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися. Работа над словом - формирование у уча­щихся умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и ор­фоэпические правила, характерные для нормального произноше­ния. Работа над фразой - фор­мирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормаль­ном темпе, слитно и с правильным логическим ударением.

Метод и формы организации обучения глухих произношению. В настоящее время в школах для глухих детей принят аналитико-синтетический концентрический полисенсорный метод обу­чения произношению. Аналитико-синтетический – это значит, что исходным моментом в работе над новым словом, фразой является слухо-зрительное восприятие и сообщение их (слова, фразы) значе­ний. После того, как дети уясняют соответствующее понятие, они должны по подражанию назвать его. Добиваясь чистого произно­шения, учитель в случае необходимости разлагает слово (фразу) на элементы (слоги, звуки), отрабатывает их отдельно, а затем снова синтезирует в слово.

значение — слово, фраза — слог — звук (анализ);

звук — слог — слово — фраза (синтез).

Практический эф­фект использования этого метода состоит в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения целых слов при достаточно четком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи ученика.

В целях приближения процесса обучения глухих произноше­нию к естественному пути формирования речи у слышащих наз­ванный метод обучения является концентрическим. Сущность данного метода состоит в том, что перво­начальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. В начале обучения (подготовительный класс) от учащихся требуется точное воспроизведение в словах 17 основных звуков отобранных из 42 фонем русского языка, которые составляют сокращенную систе­му фонем: гласных а, о, у, э, и и согласных п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки достаточно четко различаются между собой по артикуляции и являются более легкими для усвое­ния, чем другие звуки, близкие к каждому из них. Звуки, не входящие в число основ­ных, временно заменяются в словах близкими к ним основными звуками.

Основные звуки

а

о

у

э

и

п

т

К

ф

с

ш

х

в

л

р

м

н

Заменяемые звуки

ы

п'

т'

к'

ф'

с'

щ

х'

в'

л'

р'

м'

н'

й

б

д

г

з

ж

б'

д'

г'

з'

ч

ц

2 концентр: в 1-м и 2-м классах, а также в дальнейшем обучении (с учетом программных требований и индивидуальных особенностей учеников) ве­дется систематическая работа по уточнению произношения слов: в речи постепенно отрабатываются звонкие согласные, аффрикаты, мягкие согласные и гласный звук ы.

Назван­ный метод обучения определяется не только как аналитико-синтетический и концентрический, но и как полисенсорный. Это значит, что в процессе обучения глухих произношению следует опираться на деятельность ряда анализаторов (зрительного, кожного и дви­гательного), которые в своей совокупности позволят создать, для глухого более благоприятные условия при овладении произноше­нием. Особое значение имеет расширение возможностей использо­вания остаточной функции слухового анализатора.

Основные формы организации обучения глухих школьников произношению:

Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – разви­тие слухового восприятия. Первая часть проводится, как пра­вило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ЗУА и имеет следующую структуру:

1. Упражнения для голоса, губ, языка. Их задачей является подготовка артикуляци­онного аппарата (губ, языка) учащихся к произношению определенного ре­чевого материала. При проведении упражнений используются зеркало, рисунки, таблички, схемы с изображением профиля артику­ляции звука, положения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.

2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок. Задачей упражнений является выяснение возможностей вос­приятия данного звука на слух, использования слуха в процессе постановки и коррекции звука. При выработке слуховых дифференцировок используются слоги, слова и фразы с теми звуками, которые обозначены в теме. Учитель произносит речевой материал с таблички за экраном. Ученик, не повторяя его, показывает на соответству­ющие слоги, слова, фразы. Если он делает ошибки, то проводится несколько упражнений по различению этого звука слухо-зрительно с помощью ЗУА, затем снова на слух.

3. Работа со схематическим профилем звука. Задачей этого вида работы является формирование у учащих­ся зрительного представления о правильном положении орга­нов артикуляции в момент произношения звука с целью осоз­нания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение. Работе с профилями артикуляции звуков уделяется 1–2 ми­нуты. Внимание ученика обращается на положение губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Затем учитель воспроизводит звук перед зеркалом, обращая внима­ние учащегося на состояние органов артикуляции. Показ соче­тается с произношением звука, контролем за выдыхаемой стру­ей воздуха изо рта (носа), контролем за вибрацией голосовых связок с помощью тактильно-вибрационной чувствительности. Только после опоры на все органы чувств ребенка можно пред­ложить ему воспроизвести данный звук. На отработку каждого звука планируется несколько индиви­дуальных занятий.

4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука и введением его в речь. Выработка артикуляционных дифференцировок – основной момент индивидуальных занятий, поэтому на нее отводится большая часть вре­мени. При подборе речевого материала учитель опирается на дидактический принцип: переход от легкого к трудно­му, т. е. от прямых слогов (па, то) и обратных (ам, ац) к стече­нию согласных звуков (ска, стра) и т. д. На первых занятиях по постановке или коррекции звука применяются подражание и чтение, в последую­щем, по мере овладения звуком, используются более сложные виды речевой деятельности: дополнение слов, предло­жений, ответы на вопросы, составление предложений и т. д.

5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. Задачей этих упражнений является овладение учащимися произношением звука без усиленного слухового самоконтроля.

Речевая зарядка проводится на первом уроке в течение 2-5 минут. Ее задача - закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада, закрепление вновь приобретаемых навыков. Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона уст­ной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, сло­весным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи. На речевой зарядке используются разнообразные виды работ: чте­ние речевого материала с доски, называние картинок и конкретных предметов, воспро­изведение в действиях ситуации, рассказывание. В младших клас­сах применяются виды работ, связанные с речевой практи­кой детей: рассказывание, чтение стихотворных текстов, загадок и т. д. Все упраж­нения выполняются фронтально с использованием звукоусиливаю­щей аппаратуры. Часть упражнений выполняется при восприятии только на слух, а часть при слухо-зрительном восприятии.

Формирование произносительных навыков осуществляется на всех уроках по общеобразовательным предметам с применением звукоусиливающей аппаратуры, а также во внеклассное время. Глухие школьники имеют возможность на основе слухового и слухо-зрительного восприятия речи учителя, воспитателя получить информацию о таких сторонах звучащей речи, как слитность, темп, словесное ударение, и даже о некоторых фонемах. Подра­жая образцу – правильной речи учителя, они усваивают некото­рые произносительные навыки. Кроме того, на основе слухового и слухо-зрительного восприятия осуществляется коррекция произ­носительных ошибок учащихся в процессе всех занятий с исполь­зованием ЗУА.

Контролирующие вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте особенности речевого развития глухих детей.

  2. Раскройте особенности усвоения словесного языка слабослышащими детьми.

  3. Раскройте компенсаторные механизмы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха.

  4. Каковы условия эффективности слухоречевой работы с детьми, имеющими нарушения слуха?

  5. Каковы особенности слухо-зрительного восприятия речи учителя глухими учениками?

  6. Обоснуйте необходимость развития и использования слухового восприятия в процессе специального обучения глухих детей.

  7. Назовите цель и задачи работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников.

  8. Выделите основные направления работы по развитию слухового восприятия.

  9. Какие формы работы по развитию слухового восприятия используются в школе глухих? Дайте их характеристику.

  10. Какая звукоусиливающая аппаратура применяется с целью развития слухового восприятия глухих школьников?

  11. Каковы задачи и содержание обучения глухих произношению?

  12. Перечислите формы организации работы по формированию произношения у глухих школьников.

Список литературы

  1. Боскис, Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р. М. Боскис. – М. : Просвещение, 1988. – 125 с.

  2. Волкова, К. А. Методика обучения глухих детей произношению: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика» / А. К. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 224 с.

  3. Зикеев, А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

  4. Лёве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Лёве; пер. с нем. Л. И. Родченко, Н. М. Назаровой. – М. : «Академия», 2003. – 224 с.

  5. Методика преподавания русского языка в школе глухих: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. М. Быковой. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 400 с.

  6. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. П. Назарова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

  7. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учебное пособие для вузов / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 334 с.

  8. Развитие устной речи у глухих школьников: метод. пособие / авт.-сост. Е. П. Кузьмичева и др. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 125 с.

  9. Рау, Ф. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пособие для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина. – [Электронный ресурс] – режим доступа : http://pedlib.ru/Books/3/0108/3_0108-1.shtml.

  10. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 553-600.

  11. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 440-493.