logo search
шпоры ГОСЫ

2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

 Основные положения:

1.Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом "материальной" (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

2.Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

ориентировочной (управляющей);

исполнительной (рабочей);

контрольно-ориентировочной.

3.Каждое действие характеризуется определенными параметрами: формой совершения;мерой обобщенности; мерой развернутости; мерой самостоятельности; мерой освоения и др.

4.Качество приобретаемых знаний, навыков и умений, понятий развитие умственных способностей зависит от правильности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). ООД - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия и система условий его успешного выполнения.

5.В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:мотивационный;предварительное ознакомление с действием;выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме;внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают);беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают);автоматическое выполнение отрабатываемых действий.