logo search
Лекции Основы сурдопедагогики

1.8.4. Воспитание детей с нарушениями слуха в специальных (коррекционных) школах-интернатах.

Дети с недостатками слуха в большинстве своем обучают­ся в школах-интернатах. Это обусловлено своеобразием вос­питательного процесса, требующего непрерывного и долговременного воздействия на учащихся, единства действий обучающих и воспитывающих, создания слухоречевой сре­ды, комплексного подхода к воспитанию, что часто недости­жимо в условиях, когда глухой или слабослышащий ребе­нок лишь посещает уроки, а воспитание его предоставлено семье, не владеющей необходимыми умениями.

Школа-интернат обеспечивает практически круглосу­точное коррекционно-воспитательное воздействие на детей с нарушениями слуха, создавая благоприятные условия для их всестороннего развития и оказывая тем самым помощь семье в воспитании ребенка. Интернат обеспечивает возможность обучения тех детей, которые проживают в отдаленных от школы районах.

Формы организации воспитывающей деятельности в школе-интернате:

1. Внеклассные занятия в воспитательной группе:

2. Коллективная развивающая деятельность в общих делах, включающая учащихся начальной, основной или старшей школы. К формам организации воспитательного процесса относятся:

Количество детей в воспитательной группе специальной школы I вида, где обучаются глухие, не более 6 человек. Наполняемость воспитательной группы в 1-м отделении специальной школы II вида до 10 человек, во 2-м отделении школы II вида в воспитательной группе до 8 слабослышащих.

Во внеклассных групповых занятиях и подготовке общешкольных коллек­тивных мероприятий широко используются разные формы организации дея­тельности школьников (С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. Н. Марциновская и др.). При ра­боте парами, группами, состав которых может меняться, возникают ситуации сотрудничества, ролевого и делового общения. Используются такие формы организации деятельности воспитанников, как индивидуальное выполнение заданий под руководством воспитателя или групповая работа под руководством ведущего ученика («маленького учителя»), старшего школьника. Индивиду­альная творческая деятельность на внеклассных занятиях предполагает само­стоятельность при выполнении единого задания для всех или разных заданий. При выполнении заданий каждый воспитанник под руководством воспитателя включается в работу в меру своих сил и возможностей, степени подготовленности к самостоятельной деятельности. Коллективные формы организации деятельности сочетаются с индивидуальными при условии педагогического руководства.