3. Социальное развитие
В период от 1 до 3 лет существенно изменяется социальная ситуация развития ребенка. Наряду с близкими взрослыми в круг общения ребенка начинают включаться и другие взрослые (персонал детского учреждения), которые должны удовлетворять в первую очередь потребность ребенка в доброжелательном внимании и заботе. На этом фоне у детей раннего возраста развивается потребность в общении с взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними.
У ребенка этого возраста развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с взрослыми, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его эмоциональные связи в системе отношений «ребенок – взрослый» дополняются отношениями «ребенок – сверстники».
Вначале ребенок может быть напуган большим количеством других детей, их плачем, шумом. Часто в этот период он не выделяет среди них отдельных детей, путает, забывает их имена. По мере адаптации к новым условиям вступает в контакт с детьми, знакомится с ними, узнает их привычки, интересы и т. д.
У детей раннего возраста детское общество еще только начинает формироваться. Большую часть свободного времени они проводят в одиночных играх. Детские игровые объединения – диады (по двое), возникающие по их инициативе, неустойчивы.
На третьем году жизни дети активно подражают друг другу, стремятся продемонстрировать себя и в то же время начинают чувствовать отношение к себе; появляются первые речевые диалоги.
Самооценка ребенка ярко эмоционально окрашена, связана с его стремлением быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получить их одобрение.
В конце второго года жизни дети дают себе общую положительную оценку: «хороший», «большой» и т. п. Двух-трехлетние дети гордятся целым рядом достоинств (силой, умением бегать, прыгать, одеваться, читать стихи, танцевать). В этом возрасте появляются новые переживания: неуверенность, удовольствие от самостоятельных действий. Любое неодобрение со стороны взрослых ребенком всегда болезненно переживается.
Ребенок по внешним признакам (одежде, прическе, имени, предпочтению игрушек и др.) начинает различать свою половую принадлежность. Этому способствуют и обращения воспитателя.
Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, обходится без их непосредственной помощи. На третьем году жизни возникает такой важный момент в развитии самосознания, как отделение ребенком своего действия от предмета, за которым ранее оно было жестко закреплено. Возникают желания, порой не совпадающие с желаниями взрослых. Происходит переход от обозначения себя в 3-м лице к личному местоимению «Я».
К трем годам возникает «система «Я». Она включает познание
ребенком себя через свое имя, представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признании и самостоятельности.
Задачи социального развития:
1. Поддерживать потребность в доброжелательном внимании взрослого, общении по поводу предметов, игрушек и действий с ними.
Развивать интерес, доверие, симпатию к близким взрослым и сверстникам.
2. Развивать у ребенка способность видеть различные эмоциональные состояния близких взрослых и детей, их изменения и выражать сочувствие.
3. Формировать представление о том, что хорошо, а что плохо: что можно делать, а чего делать нельзя.
4. Формировать элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствия другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить.
5. Развивать стремление слушать и слышать взрослого, привлечь внимание к себе, задать вопрос, выполнить просьбу, поручение, прислушаться к совету и др.
6. Воспитывать доброжелательное отношение к деятельности сверстника. Развивать желание заниматься каким-либо делом рядом и вместе с другими детьми, побуждать детей к взаимодействию.
7. Поддерживать уверенность в себе, своих силах, развивать потребность в самостоятельности.
Нравственная основа социального поведения и общения закладывается через эмоциональную сферу ребенка.
Необходимо использовать различные естественно возникающие и специально созданные ситуации, где взрослому требуются помощь забота, внимание со стороны ребенка.
В процессе совместных действий педагог стремится, чтобы каждый ребенок мог испытать радость, удовлетворение по поводу успехов, поддерживает и поощряет каждое самостоятельное усилие ребенка, при затруднениях незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать сверстников, важно вовлекать детей в совместную с педагогом и друг с другом деятельность.
Воспитатель организует взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей и поощряет общение, способствующее возникновению взаимной симпатии.
Взрослый старается вызвать у ребенка интерес к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении.
- Содержание обзорных лекций по дошкольной педагогике
- 1.Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу
- 2.Задачи дошкольной педагогики
- 3.Понятийный аппарат дошкольной педагогики
- 4.Источники дошкольной педагогики
- 5.Становление дошкольной педагогики как науки
- 6.Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук
- 1.Народная педагогика как часть культуры народа
- 3.Методы педагогического исследования
- 1.Социальная роль педагога
- 2.Характеристика педагогической деятельности
- 4.Функции педагогической деятельности
- 5.Профессиональные умения педагога учреждения дошкольного образования
- 6.Модели педагогической деятельности
- 7.Особенности детской субкультуры
- 1.Понятие цели воспитания
- 2.Многообразие целей воспитания
- 3.Идеальная цель воспитания
- 4.Реальные цели воспитания
- 5.Современные цель и задачи воспитания дошкольников
- 6.Закономерности и принципы воспитания дошкольников
- 1.История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 2.Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси
- 3. Характеристика современной системы дошкольного образования
- 1.Значение программы для выполнения задач воспитания детей дошкольного возраста
- 2.История создания программных документов по дошкольному образованию
- 3. Учебная программа, Учебный план.
- 5.Вариативные белорусские программы воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста
- 1.Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве
- 2.Взаимодействие педагога с детьми
- 3.Педагогическая работа с детьми в период адаптации к учреждению дошкольного образования
- 4.Организация развивающей предметной среды
- 5.Планирование педагогической деятельности и наблюдения за детьми
- 6. Организация совместной работы педагогов и семьи
- 1. Развитие предметной деятельности
- 2. Развитие речи и речевого общения
- 3. Социальное развитие
- 4. Познавательное развитие
- 5. Эстетическое развитие
- 6. Физическое развитие
- 7. Общие показатели развития
- 1. Игра в истории человечества
- 2. Социальный характер игры
- 3. Характеристика игровой деятельности
- 4. Игра как средство воспитания
- 5. Игра как форма организации жизни и деятельности детей.
- 6. Классификация детских игр
- 1.Характеристика сюжетно-ролевой игры.
- 2.Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
- 3. Закономерности возникновения и развития сюжетно-ролевой игры.
- 4. Этапы развития сюжетно-ролевой игры
- 5. Руководство сюжетно-ролевыми играми.
- 1.Сущность режиссерских игр
- 2.Возникновение режиссерской игры
- 3. Особенности режиссерских игр детей разного возраста
- Тема 4. Конструктивно-строительные игры дошкольников
- 1. Особенности конструктивно-строительных игр дошкольников
- 1. Обучение детей конструктивной деятельности.
- 3. Руководство конструктивно-строительными играми дошкольников
- 1. Характеристика игрушки
- 2. История возникновения игрушек
- 3. Развитие педагогической мысли о значении игрушек
- 4. Педагогические требования к игрушке
- 1. Определение понятия "трудовое воспитание" дошкольников
- 2. Значение труда для развития личности дошкольника
- 3. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста
- 4. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников
- 5. Требования к организации детского труда
- 1.Формирование представлений о труде взрослых
- 2. Виды и содержание труда детей.
- 3.Формы организации труда детей в разных возрастных группах
- 4.Условия организации труда дошкольников
- 1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников
- 2. Основные понятия теории ипв.
- 3. Задачи ипв дошкольников
- 4. Средства ипв дошкольников
- 5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.
- 1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.
- 2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольного воспитания.
- 3. Задачи и содержание сенсорного воспитания.
- 4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду
- 1. Общее понятие о дидактике учреждения дошкольного образования.
- 2. Сущность обучения детей дошкольного возраста.
- 4. Принципы обучения дошкольников.
- 5. Модели обучения дошкольников
- 6. Типы обучения дошкольников
- 7. Методы обучения дошкольников
- 8. Формы организации обучения
- Тема1. Теоретические основы социально-нравственного
- 2.Задачи социально-нравственного воспитания дошкольников
- 3.Содержание и средства социально-нравственного воспитания дошкольников
- 4.Методы социально-нравственного воспитания дошкольников
- 1. Понятие культуры поведения дошкольников.
- 2. Задачи и содержание воспитания культуры поведения у дошкольников.
- 3.Условия воспитания культуры поведения дошкольников.
- 4. Пути, средства и методы воспитания культуры поведения дошкольников
- 1. Значение гендерного воспитания дошкольников
- 2. Теоретические основы гендерного воспитания детей.
- 3. Физические и психические отличия детей разного пола
- 4. Задачи и содержание гендерного воспитания дошкольников
- 5. Роль семьи в гендерном воспитании детей
- 1. Особенности воспитания характера у детей дошкольного возраста
- 2.Значение воли для воспитания нравственных качеств личности дошкольника
- 3. Воспитание смелости у детей. Причины возникновения детских страхов и пути их преодоления
- 4. Воспитание честности и правдивости. Причины детской лжи, меры их предупреждения
- 5. Воспитание скромности у детей
- 6. Капризы и упрямство, пути их преодоления.
- 1. Своеобразие коллектива дошкольников
- 2. Этапы и условия развития детского коллектива.
- 3. Личность дошкольника и коллектив
- 4. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода к детям
- 1. Значение патриотического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие патриотического воспитания дошкольников
- 3. Задачи патриотического воспитания дошкольников
- 4. Пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников
- 1. Значение эстетического воспитания дошкольников
- 2. Своеобразие эстетических восприятий и переживаний дошкольников
- 3. Принципы эстетического воспитания дошкольников
- 4. Задачи эстетического воспитания дошкольников.
- 5. Средства эстетического воспитания дошкольников
- 7. Формы эстетического воспитания дошкольников
- 8.Современные исследования и программы эстетического и художественного воспитания дошкольников
- 2. Задачи и содержание взаимодействия удо и семьи
- 3. Этапы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
- 4. Формы взаимодействия д/у с семьей
- 1.Сущность готовности детей к обучению в школе
- 2. Структура готовности детей к школьному обучению.
- 3. Возрастные показатели готовности детей к обучению в школе
- 4. Показатели неготовности детей к школьному обучению.
- 1.Сущность и задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования
- 2. Содержание совместной работы удо и школы
- 3. Требования к организации образовательного процесса в старшей группеУдо и 1-ом классе школы
- 4.Адаптация 6-летних детей к школе как условие обеспеченияпреемственности
- Виды планирования
- Структура и содержание перспективно-календарного плана
- 6. Планирование работы в летний оздоровительный период