2.8.1. Застенчивость и тревожность56
Застенчивые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Застенчивый ребенок знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Таких детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Они часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Этим характеризуются и тревожные дети. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.
Несмотря на внешнюю «бесчувственность», застенчивые и тревожные дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.).
Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.
У школьников застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. В 10-20% случаев у таких ребят бывают страхи темноты, одиночества, они скованно себя чувствуют в присутствии незнакомых людей, молчаливы, замкнуты.
Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие — проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.
Застенчивость «читается» по внешним признакам:
покраснение лица;
потливость;
дрожь;
учащение сердцебиения;
стесненное дыхание;
_______________________________-
56 Широкова Г. А., Жадько Б. Г. Практикум для детского психолога.— Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
опущенные вниз глаза;
тихий голос;
скованность мышц и движений.
Ребенок, которого называют тревожным, как правило, обладает большинством из следующих характеристик:
любое задание или новое событие вызывает у него беспокойство;
во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи);
беспокойно спит, жалуется на страшные сны;
у него не нарушено внимание, но ему трудно сконцентрироваться на чем-либо, когда он волнуется;
плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
• не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
• старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Организация помощи застенчивым и тревожным детям проходит от индивидуальной формы, через работу в парах с коммуникабельными сверстниками к групповой работе.
Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки — это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детям выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли.
Таким образом, коррекционную работу с тревожными и застенчивыми детьми, по мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной57, целесообразно проводить в трех основных направлениях:
по повышению самооценки ребенка;
по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Данные авторы предлагают следующие игры в работе с тревожными и застенчивыми детьми58.
- Глава 2. Психологический практикум
- 2. Дошкольный (3-6(7) лет) и младший школьный (6(7)-10 лет) возраст
- 2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте37
- Поиск аналогов
- Поиск общего
- Поиск предметов по заданным признакам
- Поиск соединительных звеньев
- Формулирование определений
- Выражение мысли другими словами
- Перечень возможных причин
- Построение системы причин
- Перечень заглавий к рассказу
- Построение сообщения по алгоритму
- Путаница
- Найди ошибку
- 2.3.2. Игры на развитие воображения39
- Как люди
- Волшебные кляксы
- Отгадывание предмета по паре других предметов
- Перехват закодированных сообщений
- Передача закодированных слов по «испорченному телефону»
- Поиск ассоциаций
- Передача ассоциаций по цепочке
- Самостоятельное составление ассоциативных цепочек
- 2.3.3. Игры на развитие памяти40 упражнение на развитие слуховой памяти
- Тройная стимуляция памяти
- Анализ структуры длинных предложений
- 2.3.4. Игры на развитие внимания41 пишущая машинка
- Карлики и великаны
- Запрещенная буква
- Скрытая подсказка
- Спрятанное слово
- Корректурные задания
- Найди слова
- Заметь все
- Каждой руке - свое дело
- 2.4.1. Формирование учебных умений формирование умения принять учебную задачу
- Формирование умения планировать свои действия
- Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
- Формирование умения действовать
- 3. Этап совместных форм деятельности
- 4. Контрольно-итоговый этап
- Офицер-солдат
- Поиск клада
- 2.4.2. Формирование приемов самоконтроля
- Фабрика игрушек
- Сделай так же
- Лесенка
- Число-контролер
- 2.4.3. Развитие произвольности
- Пуговица
- Хитрые картинки
- 2.5. Развитие навыкав общения путаница
- Послушный мячик
- Узнай, кто это?
- Подари движение
- Взаимоотношения найди меня
- Рыбалка
- Поем вместе
- Давайте познакомимся!
- Ладонь в ладонь
- 2.6. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
- 2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51 узнавание эмоций
- Интервью
- 2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения52
- Шалтай-болтай
- Игра с песком
- Знакомство
- Угадай эмоцию
- Незаконченные предложения
- Что с тобой?
- Темперамент
- Четыре характера
- Разговор цветов
- В гостях у волшебника
- Сегодня, вчера и завтра
- Модель будущего
- Я в прошлом и я в будущем
- 2.8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 2.8.1. Застенчивость и тревожность56
- Похвалилки
- За что меня любит мама
- Зайки и слоники
- Давай поговорим
- Скульптура
- Ласковый мелок
- Покатай куклу
- Добрый - злой, веселый - грустный
- 2.8.2. Агрессия и конфликтность
- Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
- Маленькое привидение60
- Апельсин (или лимон)
- Сдвинь камень
- Черепаха
- Расслабление в позе морской звезды
- Мальчик (девочка) – наоборот61
- 2.9. Развитие моторики
- 2.9.1. Игры на общее моторное развитие62 цапля
- Парашютисты
- Скоморохи
- Пленники
- Мышка и мишка
- Пальчик о пальчик
- 2.9.3. Игры на развитие моторной ловкости ходим в шляпах
- Рыбаки и рыбка
- 2.9.4. Игры на развитие регуляции поведения
- 2.9.5. Игры на развитие мелкой моторики
- 2.10. Релаксационные игры и упражнения63
- Все спят
- Петрушка прыгает
- Аутотренинг волшебный сон
- Сон на берегу моря
- Передай мяч
- Штандер 64
- Почесать спинку
- Тряпичная кукла и солдат
- Путешествие на облаке
- 3. Подростковый возраст (11-14 лет) и ранняя юность (15-16 лет)
- 3.1. Основные тенденции развития в
- Подростковом возрасте и ранней юности65
- 3.2. Развитие познавательных процессов
- 3.2.1. Развитие мышления66 ключ к неизвестному
- Ошибающийся учитель
- Опечатка
- Поиск противоположных предметов
- Сокращение рассказа
- 3.2.2. Развитие воображений
- Перевоплощения
- Групповая картина
- 3.2.3. Развитие памяти67 образная память
- Эмоциональная память
- Зрительная память
- 3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
- Эмоциональные загадки
- Чувства животных
- Объясняю - понимай!
- Сосулька
- Воздушный шар
- Изобрази животное
- 3.4. Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности69
- 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
- Круг знакомств
- Испорченный видеомагнитофон
- Диалог руками
- Ловля моли
- Изобрази предмет
- Здравствуй!
- Комплименты
- 3.4.2. Упражнения на развитие навыков общения испорченный телефон
- Общение - это...
- Понимание
- Другой акцент
- 3.4.3. Упражнения на формирование конкретных социальных навыков начало беседы
- Волшебный щит
- Принятие критики
- Как сказать «нет»
- Просьба о помощи
- Ведение переговоров
- Отстаивание своего мнения
- Преодоление обвинения
- Выражение благодарности
- 3.5. Развитие личности и самосознания71
- 3.5.1. Упражнения на развитие позитивного я-образа кто я?
- Ласковое слово
- Мой портрет в лучах солнца
- Никто не знает...
- Самыйсамый
- Мое качество
- Скульптура
- 3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой идентичности, представлений об отношениях с противоположным полом
- Что такое мальчик и что такое девочка?
- Спрашивайте - отвечаем
- Два в одном
- Два мира
- 3.6. Профориентационые игры72
- Пришельцы
- Три судьбы
- Профессия на букву
- Самаясамая
- Цепочка профессий
- День из жизни...
- Ловушки-капканчики
- Профконсультация
- Защита профессии перед родителями
- Приемная комиссия
- 3.7. Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга
- Две минуты отдыха74
- Расслабление
- Дыхание75
- Истерика
- Разряжение тревоги и страха
- Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации
- Использованная литература
- Содержание
- Глава I. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками
- Глава 2. Психологический практикум
- Истратова Оксана Николаевна