logo search
Лекции Основы сурдопедагогики

Исследование слуха у детей с помощью «горохового метода»14

Для скрининговых обследований и приблизительной оценки слуха у детей в качестве источника звука можно использовать за­полненные различной крупой пластмассовые коробочки, которые создают звуки определенного уровня. Процедура предложена Ин­ститутом раннего вмешательства и апробирована совместно с со­трудниками СПб НИИ уха, горла, носа и речи. Метод основан на регистрации безусловно-рефлекторной ориентировоч­ной реакции ребенка на звук. Благодаря его простоте и доступнос­ти его могут использовать ЛОР-врачи, неврологи, педиатры, сур­допедагоги, логопеды и другие специалисты.

Необходимый набор для обследования: три пластмассовые ко­робочки из-под «киндер-сюрприза» или пластмассовые коробочки из-под фотопленки, заполненные на 1/3:

Методика обследования:

Первый способ проверки с участием 2 специалистов (предпо­чтительный). Ребенок сидит на стуле или коленях матери (самые маленькие лежат у нее на коленях), обследующий (врач, сурдопе­дагог) располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе (например, с помощью яркой игрушки). По сигналу обследующего (кивок головы) ассистент трясет коробочку с кру­пой сзади и чуть сбоку от уха ребенка на расстоянии 10-15 см так, чтобы он не увидел руку со спрятанной в ней коробочкой с крупой. Необходимо следить, чтобы ребенок не увидел движе­ние руки при отражении от зеркал или полированных поверхнос­тей, а также предупредить мать, чтобы она не двигалась во время предъявления звука. Проверяется наличие рефлекторной реакции на звук (замирание или усиление двигательной активности у но­ворожденных, поворот головы или движение глаз в сторону звука у детей более старшего возраста). Задержка реакции на звук мо­жет достигать 3-5 секунд. Затем процедуру повторяют для дру­гого уха.

Второй способ проверки с участием одного специалиста при отсутствии ассистента). Ребенок сидит на стуле или коленях матери, обследующий (врач, сурдопедагог) располагается перед ребенком и старается привлечь его взгляд к себе. У обследующего в руках две коробочки: в одной находится крупа, вторая – пустая. После того как удалось привлечь внимание ребенка, обследующий потряхивает коробочки справа и слева от головы ребенка на рассто­янии 10-15 см. Движения рук должны быть одинаковыми. Ответ­ная реакция ребенка – поворот головы, глаз в сторону коробочки с крупой. Для проверки второго уха коробочки меняют местами.

Ребенку в возрасте до 3 лет должно быть рекомендовано обсле­дование слуха объективными методами (компьютерная аудиометрия) в сурдологическом центре, если:

- в возрасте до 3 месяцев реакции на звук баночки с горохом у него нет или она неустойчива;

- в возрасте 3-6 месяцев реакции на звук баночки с гречкой нет или она неустойчива;

- в возрасте 6 месяцев и старше нет реакции на звук баночки с манкой.