2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
Образовательные учреждения являются частью культурной организации сообщества. Культурная среда образования в целом изменяется вместе с культурным содержанием образования. Ведущей ценностью становится личность ребенка и требуется создание условий для ее свободного развития, а также профессиональное решение проблем общения с детьми. Для педагогов образовательных учреждений должно стать характерным безусловное принятие личности ребенка и забота о свободном развитии его индивидуальных способностей (духовных и физических, творческих и репродуктивных, общекультурных и специальных). Приоритеты личности и ее демократических прав в сфере образования становятся несомненной ценностью. Проблема действительного поворота образовательных учреждений к индивидуальности и свободе личности возможна при коренной смене понимания педагогической деятельности, переориентации ее содержания на саморазвитие личности, как основы динамики общества.
«Поликультурность», многообразие культурных ценностей наряду с демократическими правами ребенка также становятся приоритетами в образовании. Нам интересен социокультурный контекст развития личности, который должен стать решающим условием свободы развития личности школьника. Известно, что социокультурная ценность воспитания определяется соответствием его содержания и форм целям наиболее полного включения ребенка в культуру и свободного самоопределения личности ребенка во всех проявлениях культуры.
Общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности, и в то же время свободной от нравственной ущербности, которая выражается в одномерности видения мира, в желании быть всегда правой, в нетерпимости, непримиримости к думающему другому, неприятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления.
В этой связи саморализация характеризует процесс развертывания сущностных сил в единстве самообъектирования и самосубъектирования («созерцание», «узнавание» себя в предметном мире, в многообразии культурно-исторических ценностей, в человеческих отношениях, к созданию которых личность была непосредственно причастна). Самореализация характеризует человека как в стихийно-жизненном, так и в инструментально-организованном процессе, являясь самоутверждением не только через создание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие. При этом развитие рассматривается нами как закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние личности и ее деятельности, соответствующее процессу актуализации потенциала личности.
Для того чтобы представить саморазвитие личности концептуально, было бы логичным мысленно соединить несколько моделей и осмыслить их взаимодействие. Первый шаг в этом направлении − соединение разнообразных механизмов саморазвития в функциональные блоки (самоорганизация, самоопределение, самопознание, саморегуляция, самореабилитация, самореализация, самообразование).
В различных областях науки и человеческой деятельности часто приходится встречаться с самоорганизацией − появлением порядка из хаоса, рождением структур, их усложнением и развитием. В этом плане психология, социология, педагогика допускают выявление сходных черт, достойных выработки общего подхода, который и называется синергетическим.
Синергетический подход позволяет рассматривать взаимодействие процессов социализации и творческого развития личности в целостности, находя в разных местах ее общее − колебательные и волновые явления, детерминированный хаос, статистические, стационарные и динамические структуры.
Творческое мышление происходит не путем случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. В связи с этим чрезвычайно важным нам представляется искусство отбора. Целесообразно уточнение, что самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена. Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривают в качестве признака талантливости человека.
С помощью механизмов самоопределения обеспечивается ситуативный выбор позиции, поступка, суждения, оценки, субъекта общения и взаимодействия. С помощью самоорганизации личность обеспечивает, планирует, оперативно организует, контролирует те или иные формы своей жизнедеятельности.
Функция самопознания направляет понимание деятельности и поведения, осознания себя, раскрывает для себя особенности самопознания. Функция саморегуляции и самореабилитации состоит в постоянной коррекции, адаптации, сохранении и восстановлении целостности «Я» и жизнеобеспечения всего организма. Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданиям значимых других и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытой потенциала личности. И, наконец, функция самообразования (и самовоспитания) состоит в совершенствовании мышления, чувств и ноли, а также ее практических умений и навыков.
В связи с этим перед родителями и учителем встает не просто ряд конкретных психологических, но и культурных задач:
освоить вместе с ребенком механизмы его индивидуального саморазвития;
помочь ему увидеть перспективу его саморазвития, в том числе и культурного;
стимулировать творческий взгляд на вещи;
поощрять аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
стимулировать гибкость и универсализм самонадстройки;
научить работать и жить в самостоятельном режиме.
И для себя родители и учитель должны создать мысленную картину и перспективу культурного развития, но не однолинейную, не плоскостную, а многомерную, объемную, вариативную и поисковую.
Это значит, что свободное саморазвитие ребенка и самого педагога предстает как сложное и многоцветное социокультурное пространство (с индивидуальными доминантами в формах деятельности, со своим крутом общения). При этом процессы воспитания и самовоспитания представляются как такие культурные процессы, которые в основном связаны общением и поведением.
Особенности и качество образования (его культура) определяются качеством взаимодействия (глубиной) общения педагога и ребенка и культурными смыслами и ценностями сотрудничества. Поэтому и потенциал воспитания зависит от глубины слоев общения − поведения; и педагогическая культура (как характеристика родителей, отдельного учителя, преподавательского состава школы, социальной сферы воспитания в целом) зависит от степени их включенности в человеческое, а не формализованное общение, в ауру культуры общения (а не просто деловой или предметной коммуникации).
Учет индивидуальных особенностей учащихся и обеспечение им продвижения вперед своим темпом, потребует построения образовательного процесса соответственно уровням − максимальному, определяемому зоной ближайшего развития детей каждой возрастной группы (то, что Л. В. Занков, называл «высоким» уровнем трудности), и необходимому, то есть предполагающему минимальный объем знаний, обеспечивающий возможность дальнейшего обучения.
Внеурочная деятельность − фактор успешности развития и социализации старших подростков, которые обеспечиваются за счет ненасильственного введения их в культуру, создания ситуаций успешности, позволяющих удовлетворить потребности в самореализации.
Ребенок не всегда способен противостоять негативным социальным воздействиям. Следовательно, требуется подготовка подростка к социальной самозащите. Это возможно путем последовательного введения во внеурочную деятельность разнообразных организационных форм, представленных в нашем опыте тремя последовательными педагогическими шагами.
Первый шаг заключается в самостоятельном выборе кружков, секций, студий, которые организуются в рамках внеурочной деятельности.
Второй − создание разнообразных организационных форм соответственно потребностям подростков. Им представляется возможность попробовать себя и определиться в той или иной сфере внеурочной деятельности.
И, наконец, третий шаг − демонстрация социальной успешности школьника, активно участвующего в разнообразной внеурочной деятельности, с целью их ориентации на создание положительной мотивации просоциально успешной деятельности на примере учащихся, уже включившихся в различные ее виды.
Решению проблемы способствуют и ситуации успеха, к которым мы относим: ситуацию выбора-пробы, суть которой заключается в том, что школьникам предоставляется возможность участвовать в той или иной форме внеурочной деятельности; «ситуации творческого насыщения», которые позволяют проследить удовлетворение его потребности в создании необычного, оригинального продукта деятельности; ситуацию самопрезентации, в процессе которой школьники представляют результаты своей деятельности и достижения, демонстрируют собственную успешность, собственное достоинство.
Таким образом, накопление школьниками социального опыта является необходимым условием социализации. В понимании последней мы солидарны с академиком В. В. Краевским, который социализацию рассматривает как процесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература