logo search
27_011

Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)

Цели:

  1. способствовать осознанию мамами их роли в воспитание дочери;

  2. познакомить с условиями успешного семейного воспитания девочки.

Участники: мамы девочек 7-го класса, классный руководитель.

Подготовка.

1. Проводится предварительное анкетирование девочек:

  1. Считаешь ли ты, что у вас с мамой есть взаимопонимание?

а) да,

б) не всегда,

в) нет

  1. Какие общие занятия и увлечения есть у вас с мамой?

  2. Бывают ли у вас с мамой конфликты?

а) часто,

6) иногда,

в) никогда.

4. Если бывают то по какой причине?

а) из-за одежды

б) из-за домашних обязанностей,

в) по поводу учебы

г) из-за телевизора или музыки,

д) по другим причинам

Классный руководитель анализирует анкеты и готовит сообщение о результатах анкетирования девочек.

II. Готовится анкета для мам:

1. Считаете ли вы, что у вас с дочерью есть взаимопонимание?

2. Говорит ли с вами дочь по душам, советуется ли по личным делам?

  1. Знаете ли вы друзей вашей дочки?

  1. Участвует ли ваша дочь вместе с вами в хозяйственных делах?

  1. Есть ли у вас с дочкой общие занятия и увлечения?

  2. Бываете ли вы вместе с дочерью в театре, на выставке, на концерте, в библиотеке?

  3. Обсуждаете ли вы вместе с дочкой прочитанные книги, журналы?

  4. Бывают ли у вас с дочерью конфликты?

а) часто;

б) иногда;

в) никогда.

9 . Если бывают, то по какой причине?

а) из-за одежды;

б) из-за домашних обязанностей;

в) по поводу учебы,

г) из-за телевизора или музыки;

д) по другим причинам ...

Ш. Членами родительского комитета вместе с девочками и классным руководителем готовится выставка «Что умеют мамы и дочки», для которой ученицы приносят различные поделки, сделанные ими, а также совместные работы, сделанные мамами и их дочерьми.

IV. Девочки готовят красочные открытки-приглашения для своих мам.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  1. На доске написана тема собрания: «В семье растет дочь»;ниже цветными мелками − русская пословица. «Нет такого дружка, как родная матушка».

  2. На откидной доске записаны правила:

  1. На столе лежат красочно оформленный «конверт дружеских вопросов», бланки отпечатанных анкет для мам, памятки-советы мамам, тематика классных часов.

  2. На видном месте располагается выставка «Что умеют мамы и дочки».

5. В классной комнате оборудованы места для двух микрогрупп: столы и возле них полукругом стулья для каждой группы.

Ход собрания.

I. Выступление классного руководителя.

Уважаемые мамы, в вашей семье растет дочь. И сегодня мы будем говорить о том, как воспитывать девочку, как сделать так, чтобы она выросла настоящей женщиной, способной сохранить тепло домашнего очага, сумела стать хорошей женой, мамой и ... Именно в этом − залог счастья дочери. А что может быть более важным для родителей, чем счастье их детей? Поэтому целью родительских забот является необходимость деликатно и умно учить девочку быть женщиной в самом широком смысле этого слова. Давайте подумаем вместе, каковы же составляющие понятия «женственность».

(Мамы называют женские качества, а учитель записывает под их диктовку.

На доске появляется запись: доброта, нежность, ласковость, заботливость, привлекательная внешность, мягкость, образованность, терпимость, отзывчивость, трудолюбие, скромность, аккуратность, благоразумие, вежливость и др.)

Всему этому и многому другому должны научить дочерей мамы: беречь свое женское достоинство; быть жизнерадостной; быть осмотрительной; варить и готовить; шить и вязать; видеть прекрасное и создавать его вокруг себя; выглядеть привлекательной; выполнять любую домашнюю работу быстро и с радостью; гигиене; душевной красоте излучать тепло, свет и доброту; создавать уют; стойко переносить жизненные невзгоды.

Да быть мамой дочки − это непросто. Это ответственно и сложно. Но именно мать оказывает огромное влияние на дочь. Почему? Ведь воспитывают и отец, и другие родственники, и учителя, и книги, и многое другое. Но ничто не сравнимое влиянием, матери. Ей одинаково дороги и сын, и дочь, но дочка всегда ближе именно по своей женской сущности. Образ матери часто определяет всю жизнь дочери и служит ей примером сознательно или подсознательно.

Вот что пишут девочки на страницах газеты «Пионерская правда» в рубрике «Если бы мы были родителями». Давайте прочтем эти письма.

Каждой группе дается газета с выделенной заметкой, и кто-либо из мам зачитывает текст.)

Если бы, если бы… Но ведь однажды я действительно стану мамой. И то, о чем нам сейчас предлагают поразмыслить, когда-нибудь произойдет. И что тогда? Вечные хлопоты, проблемы отцов и детей?! И какая же из меня получится мама? Я думаю, что дети похожи на своих родителей не только внешне, но и своим характером, манерой поведения и воспитания. А если это действительно так, то я буду похожа на свою маму? И это замечательно! Я хочу быть такой же доброй, заботливой, отзывчивой, всегда веселой, готовой помочь своему ребенку в любой ситуации. Но, конечно же, я не говорю о чрезмерной опеке родителей, когда дети становятся белоручками, несамостоятельными, не способными обойтись без помощи пап, мам, бабушек и дедушек, теть и дядь. Нет, я говорю о поддержке, любви и понимании. 51 буду такой же, как моя мама!!)

(«Пионерская правда» от 8 декабря 2000 г.)

Какими должны быть хорошие родители? На мой взгляд, они должны интересоваться жизнью своих детей. Не проходить мимо их проблем в школе, их общения с друзьями. Детей следует не только критиковать, но хвалить!

Когда я прихожу из школы и говорю маме, что у меня за контрольную «4», а у большинства в классе «3», мама мне говорит: «Это конечно, хорошо, но было бы лучше, если б было «5»!..»

Мне кажется, это правильный подход: и похвала, и критика «в одном флаконе»...

Еще я считаю, что родители не должны навязывать детям свои принципы и вкусы,, а дети, в свою очередь, должны уважать взгляды своих родителей Споры а семье должны быть корректными «Это твое мнение, а я считаю, что …» а иногда и вовсе лучше промолчать.

Мне с родителями, я считаю, повезло. Если и есть какие-то разногласия, то это на несколько часов. Думаю, что именно мою маму я возьму себе за образец, когда у меня будут свои дети.

Как бы я: буду мамой? В вопросах воспитания, я думаю, стрелой. Но это отнюдь не значит, что я буду заставлять своих детей ложиться спать в 22.00 или запирать их дома в наказание за опоздание с прогулки!

(«Пионерская правда» от 9 марта 2001 г.)

Вот так пишут девочки о своих мамах, такими мамами они сами хотят стать в будущем. Давайте задумаемся, а что могли бы написать наши дочки о нас? А мы сами? Всегда ли все благополучно в наших отношениях?

И. Проводится анкетирование мам. Цель анкетирования: самоанализ отношений с дочерью. Анкеты не собираются.

III. Классный руководитель знакомит мам с результатами анкетирования девочек. Предлагает сравнить их со своей анкетой, подумать, поразмышлять о том, как достичь взаимопонимания между мамой и дочкой. (Общение в микрогруппах. Выступление представителей от каждой группы.) Классный руководитель обобщает:

Маме необходимо войти в мир дочери, понять ее жизнь, думы и чаяния. Не бояться и дочь ввести в свой мир. Для этого надо чаще и на равных говорить о школьных делах, событиях дня, об увиденном, прочитанном и услышанном, о своей юности, о трудностях на работе, т.е. обо всем, что волнует дочь и маму. Помните, что из этих бесед будет взято на вооружение ваше отношение к людям, к жизни. Находите время для такого общения. А общаться можно и в совместной работе, в совместных делах.

Результаты анкетирования девочек говорят о том, что нередко причиной конфликтов в семье становится выполнение домашних обязанностей. Я уверена, что и мамы отметили это в своих анкетах. Почему так происходит? Рассмотрим проблемные ситуации, с которыми мамы часто обращаются к учителю.

(Каждой микрогруппе предлагается карточка с описанием ситуации. Предлагается ее обсудить и высказать общее мнение)

Ситуация 1. Мама говорит: «Моя дочка ходит в музыкальную школу, хорошо учится. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, надо сходить к подруге, объяснить задание!...» Ваше мнение?

Ситуация 2. «Моя дочь хорошо учится, почти отличница. А в домашней жизни ничего не умеет и не любит делать. Как заинтересовать ее домашними делами?» Ваше мнение?

IV. Представители каждой микрогруппы зачитывают ситуацию и высказывают свое мнение. Классный руководитель обобщает:

Ваши дочери учатся в школе. Сегодняшняя учеба − это нелегкий труд, требующий напряжения всех сил. Матери, понимая это, отстраняют или пытаются отстранить дочерей от многих обязанностей по дому. Девочки привыкают к этому, и часто их не огорчает даже усталость матери, срывы в здоровье. Потом в своей семейной жизни они не любят выполнять домашние обязанности и ищут, на кого бы переложить эти заботы.

И выход тут только один: надо почаще давать девочкам ощутить удовлетворение от этой не всегда романтической домашней работы. Сделать так, чтобы заботы о доме не лежали на одной матери. Пусть дочка учится у матери быть хозяйкой, эта школа будет полезной для будущей жизни. Чтобы привить девочке любовь к домашнему труду, вкус к работе, дочке надо просто работать вместе с мамой. Лучше всего воспитывает та работа, которую мы сами любим, делаем с радостью на радость другим. Это чрезвычайно важно, так как радостные переживания заражают ребенка. Не заставляйте дочь работать, а включайте ее в нужные дела − в совместную уборку квартиры, приготовление обеда, ремонт, посадку растений и уход за ними. Любые прозаические дела создают жизнерадостную атмосферу, если мать и дочь все делают дружно и с настроением. Общая усталость, общий отдых, беседы за делом создают ту атмосферу взаимопонимания, которая так необходима и маме, и дочке.

Чтобы успешно воспитывать девочек хозяйками дома, можно рекомендовать следующие правила: