logo search
Истратова О

3.2.1. Развитие мышления66 ключ к неизвестному

Цель: развитие познавательной активности, целе­направленности мыслительного процесса.

Ход игры: 1. Детям младшего школьного воз­раста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми от­крывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь.

_________________

66 Некоторые игры для детей 9-10 лет из раздела «Развитие поз­навательной сферы дошкольника и младшего школьника» можно использовать и с подростками, усложнив содержание материала.

Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как пятими­нутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влия­ние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых де­талей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображе­нию непонятного объекта можно использовать сле­дующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему из­меняется? Что влияет на него? Какие имеет свой­ства? и т. д.

Представьте, что перед вами изображение совер­шенно непонятного объекта. Какие вопросы вы мо­жете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и запол­нить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.