logo search
Истратова О

3.2. Развитие познавательных процессов

Развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлек­сия; тяга к абстрагированию, широким обобщени­ям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами, — таковы особен­ности познавательной сферы подростков и стар­шеклассников. Если у подростка нет желания и умения организовывать свою умственную деятель­ность, он обычно не достигает высокого уровня раз­вития мышления даже при самых благоприятных задатках и хороших условиях. Для повышения продуктивности мыслительной деятельности мож­но использовать умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание опти­мальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включе­ние как образных, так и символических компонен­тов, использование преимуществ понятийного мыш­ления, а также снижение излишней критичности при оценке результата.

В рамках учебного процесса для развития мыш­ления подростков и старшеклассников учитель ис­пользует каждую возможность — учить подрост­ков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, яс­но, правильно и четко выражать свою мысль, вос­питывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения. С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самосто­ятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы «Что здесь имеется общего?», «Чем отличаются?». По географии это могут быть вопросы, начиная от простейших, типа «Чем остров отличается от по­луострова?», и кончая такими, как «Чем тундра отличается от тайги?», «Сравни тропический, лес и лес умеренного пояса», «В чем сходство и разли­чие фауны и флоры Африки и Южной Америки?», «Сравни климат Англии и Франции» и т. д. На уро­ках ботаники полезно предложить учащимся срав­нить мхи и водоросли, грибницу и корневую систе­му, выяснить, чем отличается корневище от корня, спора от семени. Серию подобных заданий мож­но составить и по другим учебным предметам — «Сравни ромб и квадрат», «Чем деепричастие отли­чается от причастия?», «Чем многочлен отличает­ся от одночлена?», «Сравни кислород с водородом», «В чем сходство и различие рабовладельческого и феодального строя?» и т. д.

От простого сравнения следует переходить к его более сложным формам с выделением существен­ных и несущественных признаков. Рекомендуется, например, на уроках географии предложить уча­щимся посмотреть на карте и картинках различ­ные равнины, сравнить их, после этого назвать их существенные и несущественные признаки, сравнить на уроках биологии по картинкам и по памяти различных грызунов и тоже выделить существенные и несущественные их признаки. На уроке русского языка сравнить слова «искусство» и «искусный».

Подобные задания, во-первых, являются хорошими мыслительными упражнениями, а во-вторых, способ­ствуют лучшему усвоению учебного материала.