Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
№ п/п | Основание (признак) классификации | Типы нововведений |
1. | Отнесение к той или иной части учебно-воспитательного процесса | − в содержании образования; − в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах учебно-воспитательного процесса; − в организации учебно-воспитательного процесса; − в управляющей системе школы |
2. | Масштабность (объем) нововведений |
|
3. | Инновационный потенциал новшества |
|
4. | Группировка по отношению к своему предшественнику |
|
В целом классификация педагогических новшеств позволяет учителю ориентироваться в возможных инновационных подходах к педагогическому процессу с учетом своих индивидуально-личностных способностей, уровня профессиональной готовности. Классификация педагогических новшеств позволяет руководителям современных общеобразовательных учреждений определить развитие образовательного учреждения в контексте инноватики. При этом возникает проблема критериев выбора инновационных идей, обеспечивающих развитие школы в нужном для детей направлении кратчайшие сроки.
Основными параметрами оценивания идей являются следующие:
актуальность нововведения по степени его соответствия потребностям школы, социальному заказу, устранения каких-то существенных недостатков в работе;
соответствие каждой предлагаемой для выбора частной новой идеи общей идее развития конкретной школы;
оценка результативности нововведения по аналогии с освоением этой идеи в другом месте либо экспертным путем;
творческая новизна (инновационный потенциал) идеи;
методическая разработанность идеи;
возможности потенциальных участников освоения новшества;
баланс интересов разных групп учителей по отношению к тому или иному нововведению;
возможное сопротивление нововведению;
время, необходимое для освоения;
финансовые затраты на освоение новой идеи и его материально-техническое обеспечение;
организационные условия;
нормативно-правовая обеспеченность;
привлекательность идеи;
соответствие новой идеи личным интересам тех педагогов, которые будут ее осваивать;
соответствие уровню последних достижений педагогической науки и практики.
Работа с первоисточником
Ключевые принципы Меморандума непрерывного образования европейского союза:
Принцип 1: Новые базовые знания и навыки для всех
Цель - гарантировать всеобщий непрерывный доступ к образованию с целью получения и обновления навыков, необходимых для включенности в информационное общество.
Социально-экономические перемены требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. Итоговые документы Лиссабонского саммита (параграф 26) относят к таким навыкам компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки. Это не означает, однако, что традиционные навыки чтения, счета и письма уже не столь важны. Кроме этого, вышеперечисленные навыки не следует рассматривать как набор школьных дисциплин. Содержательно и функционально они часто переплетаются и перекрывают друг друга. К примеру, изучая иностранный язык, мы можем одновременно осваивать компьютерные технологии и расширять свой культурный, эстетический и коммуникативный опыт. Некоторые из этих навыков (например, компьютерная грамотность) совершенно новые, в то время как другие (иностранный язык) приобретают в настоящее время новую значимость. Социальные навыки - такие как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать - также становятся все более важными в современном мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации. Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не мене важным является и их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации являются главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство должно предоставить возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте. И здесь большую роль может сыграть и система неформального образования.
Принцип 2: Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы
Цель - значительно увеличить инвестиции в человеческие ресурсы, чтобы поднять приоритет самого важного достояния Европы - ее людей.
Во всех последних документах ЕС не только отмечается то, что нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос, что вообще считать инвестицией. В каждой стране свои налоговые кодексы и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому единое решение выработать достаточно трудно. Невозможно заставить все страны, например, приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным затратам. Здесь скорее следует действовать на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний или поощряя их европейскими призами. Однако, многое можно сделать на индивидуальном уровне. Так, с помощью специальных банковских счетов на обучение, финансируемых не только личными сбережениями, но и государственными и общественными фондами, можно создать необходимые условия и повысить мотивацию к учению. Проблему могут решить и специальные учебные отпуска или субсидии, предоставляемые фирмами для своих работников, особенно, для тех, кто старше 35 лет, и для низкооплачиваемых категорий. Социальные партнеры могут также быть привлечены к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющим каждому работнику участвовать в непрерывном образовании.
Принцип 3: Инновационные методики преподавания и учения
Цель - разработать новые методологии обучения для системы непрерывного образования - длиною и шириною в жизнь.
По мере нашего продвижения к информационному обществу - обществу, основанном на знании - меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Так, например, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты все еще считают, что они должны непременно сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. В целом, можно сказать, что то, как происходит процесс преподавания и учения, не меняется уже, по меньшей мере, полвека, несмотря на все перемены в обществе. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям. Это особенно важно для решения гендерных проблем и проблем "третьего возраста". У нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и так далее. Для решения этих проблем необходимо не только повысить квалификацию работников сферы образования, но и привлечь тех, кто эффективно решает подобные вопросы в общественных организациях или в профессиональной среде. Профессия учителя, в целом, меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача - помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А, следовательно, и методы обучения - как в формальной, так и в неформальной системе образования - должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
Принцип 4: Новая система оценки полученного образования
Цель - коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.
В обществе и экономике, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Соответственно, как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании, тем не менее, в сфере неформального и информального образования требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению. Необходимо разработать высококачественную систему "Аккредитации предыдущего и неформального образования" (Accreditation of Prior and Experiential Learning - APEL), которая отражала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека и была бы общепризнанна в европейском контексте. Такая система могла бы полностью раскрыть весь потенциал человека, о котором даже он сам может не подозревать. К разработке этой системы должны быть привлечены профессиональные педагоги и методисты, представители органов власти и работодателей, а также социальные партнеры и общественные организации. Естественно, такая система оценки знаний подразумевает активное участие самого человека.
Принцип 5: Развитие наставничества и консультирования
Цель - на протяжении всей жизни обеспечить каждому свободный доступ к информации об образовательных возможностях в Европе и к необходимым консультациям и рекомендациям.
Если в прошлом нам приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения зачастую всего лишь один раз, теперь подобный совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама эта служба также должна активно выходить к своим клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи. Это должно быть чем-то вроде "брокерской конторы", где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для подобного консультирования, хотя вовсе не подменяют непосредственный совет консультанта и качественную помощь человеку сориентироваться в этом потоке информации. Такие консультационные пункты должны быть в непосредственной близости от нашего дома и доступны каждому человеку, а консультанты должны лично знать своих клиентов, их потребности и квалификацию. В последнее время возникает много частных консультаций, а также консультационных пунктов при различных фирмах и организациях. Это, тем не менее, не снимает ответственности с государства за предоставление равноправного доступа к подобным услугам.
Принцип 6: Приближение образования к дому
Цель - приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, а также используя информационные технологии.
Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование - от детского сада до клуба пожилого человека - происходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, - задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения. Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. С помощью международных проектов, программ сотрудничества и побратимских связей эта система уже сейчас приобретает транснациональный характер. Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.
- Предисловие
- Раздел I. Введение в педагогическую профессию
- Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии
- § 1. Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов и новые подходы к ее решению
- §2. Особенности и основные функции педагогической профессии. Типология современных педагогических профессий
- §3. Профессиональная деятельность и личность педагога.
- §4. Профессиональная компетентность, компетенции, умения и мастерство педагога
- §5. Роль учительства в качественном развитии современного образования
- § 6. Профессиональная подготовка педагога. Самообразование как условие профессионального развития личности педагога
- Раздел п. Общие основы педагогики Глава п. Педагогика как наука § 1. Общее представление о педагогике как науке
- § 2. Объект, предмет, функции и задачи педагогики
- § 3. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
- § 4. Система педагогических научных дисциплин
- § 5. Связь педагогики с другими науками и сферами деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Методология педагогики и методы педагогических исследований § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
- § 2. Философские основания педагогики
- § 3. Методологические принципы педагогических исследований
- § 4. Логика научно-педагогического исследования
- § 5. Методы и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 4. Разработка в педагогике проблемы целей
- § 2. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- § 3. Реализация целевых установок воспитания в практической
- § 4. Цели воспитания в мировой практике
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Теории развития личности
- § 3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности
- Основные подструктуры личности и виды их формирования (по к.К. Платонову)
- § 4. Роль активности личности в собственном развитии. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
- § 5. Возрастные периоды развития и воспитания личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Целостный педагогический процесс § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
- § 2. Сущность педагогического процесса
- § 3. Структура педагогического процесса
- § 4. Движущие силы педагогического процесса
- § 5. Закономерности и принципы педагогического процесса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Каковы исторические предпосылки научных представлений о педагогическом процессе как целостном явлении?
- Раздел III. Теория и методика воспитания Глава 7. Воспитание в целостном педагогическом процессе § 1. Сущность воспитания и его особенности
- § 2. Общие закономерности и принципы воспитания
- § 3. Современная отечественная концепция воспитания
- § 4. Критерии эффективности воспитательного процесса
- § 5. Самовоспитание и перевоспитание
- § 6. Зарубежные модели воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 8. Методы и средства воспитания § 1. Основные понятия и классификация методов воспитания
- § 2. Методы формирования сознания личности
- § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
- § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
- § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 9. Содержание и средства воспитания учащихся § 1. Понятие о содержании воспитания
- § 2. Формирование мировоззрения школьников
- 2.1. Сущность, назначение, функции мировоззрения
- 2.2. Воспитательная функция религии
- § 3. Умственное воспитание
- § 4. Гражданское воспитание
- Работаем с первоисточниками
- § 5. Экономическое воспитание
- § 6. Экологическое воспитание
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 7. Духовно-нравственное воспитание
- 7.1. Основные понятия
- 7.2. Содержание и методы духовно-нравственного воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 7.3. Критерии нравственной воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 8. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 9. Эстетическое воспитание
- 9.1. Основные понятия
- 9.2. Сущность, задачи, система эстетического воспитания
- Работаем с первоисточниками
- 9.3. Критерии эстетической воспитанности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 10. Физическое воспитание
- Работаем с первоисточниками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 11. Организация самовоспитания учащихся
- 11.1. Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
- 11.2. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы
- 11.3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 10. Коллектив как объект и субъект воспитания § 1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. Воспитательные функции детского коллектива
- § 2. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
- § 3. Этапы и уровни развития детского коллектива
- § 4. Основные условия развития детского коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 11. Воспитательные системы § 1. Понятие о воспитательной системе. Структура и этапы развития воспитательной системы школы
- § 2. Отечественные и зарубежные воспитательные системы
- § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
- § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел IV. Дидактика Глава 12. Дидактика как наука, ее объект, предмет и функция § 1. Развитие представлений о дидактике как науке
- § 2. Предмет и задачи дидактики
- § 3. Основные категориальные понятия дидактики
- § 4. Связь дидактики с другими науками
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 13. Развитие основных дидактических концепций § 1. Сущность и классификация дидактических концепций
- § 2. Дидактическая теория и.Ф. Гербарта как основа деятельности традиционной школы
- § 3. Педоцентристская дидактика
- § 4. Современная дидактическая система
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Цели и содержание общего образования
- § 1. Таксономия целей обучения
- § 2. Содержание образования
- § 3. Принципы построения содержания образования
- § 4. Требования к содержанию образования
- § 5. Обновление содержания образования
- § 6. Федеральный государственный образовательный стандарт
- § 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия
- Работа с первоисточником
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 15. Процесс обучения § 1. Сущность процесса обучения и его функции
- § 2. Философские и психологические основы обучения. Движущие силы процесса обучения
- § 3. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика
- § 4. Логика учебного процесса и его структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 16. Принципы обучения § 1. Понятие «принципы обучения»
- § 2. Система принципов обучения и их характеристика
- § 3. Реализация дидактических принципов в предметных методиках
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 17. Виды обучения и их характеристика § 1. Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
- § 2. Метод сократической беседы как вид обучения
- § 3. Догматическое обучение
- § 4. Объяснительно-иллюстративное обучение
- § 5. Программированное обучение
- § 6. Алгоритмизированное обучение
- § 7. Дистанционное обучение
- § 8. Проблемное обучение
- §9. Развивающее обучение
- §10. Личностно-ориентированное обучение
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 18. Инновационные образовательные процессы § 1. Сущность инновационных процессов в образовании. Факторы, обусловливающие необходимость в инновационной педагогическойдеятельности
- § 2. Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и образовательной практике
- Типы нововведений в школе (по м.М.Поташнику)
- § 3. Структура инновационного процесса и закономерности его протекания
- § 4. Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательный процесс
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 19. Методы обучения § 1. Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
- § 2. Классификация методов обучения
- § 3. Методы обучения по источнику знаний
- 3.1. Словесные методы
- 3.2. Наглядные методы
- 3.3. Практические методы
- § 4. Методы обучения по характеру познавательной деятельности
- § 5. Выбор методов обучения. Основные направления модернизации традиционных и разработки новых методов обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 20. Средства обучения § 1. Понятие «средства обучения». Функции средств обучения
- § 2. Классификация средств обучения
- § 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 21. Формы организации обучения § 1. Понятие о формах организации обучения. Исторически известные и современные формы обучения
- § 2. Урок, его структура и типы
- К многокомпонентному уроку
- § 3. Многообразие форм организации обучения
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения § 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся
- § 2. Функции контроля
- § 3. Виды и методы контроля
- § 4. Учет учебной работы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Раздел V. Управление образовательными системами Глава 23. Система образования в России § 1. Принципы государственной политики в области образования
- § 2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием
- § 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 24. Научные основы управления образовательными системами § 1. Сущность управления образовательными системами
- § 2. Государственно-общественный характер управления образованием
- § 3. Закономерности и принципы управления образовательными системами
- § 4. Школа как педагогическая система и объект научного управления
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Функции внутришкольного управления § 1. Планирование как функция управления школой
- § 2. Функции организации и мотивации в управлении школой
- § 3. Внутришкольный контроль в управлении
- § 4. Управленческая культура руководителя школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- § 2. Педагогический коллектив школы и его особенности
- § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
- § 4. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература