2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
Мой отец – Григорий Лукьянович Скрыпник. Добрый, открытый, готовый придти на помощь всем, кто в ней нуждался. Искренняя улыбка таилась в уголках глаз. Это было его естественное состояние. Таким помнят его соседи, родные. Стройная подтянутая фигура. Он никогда не повышал голоса. Вечерами рассказывал интересные истории из жизни птиц, животных, учил читать. В пять лет я уже сама умела читать и он повел меня в библиотеку. Помогал выбирать книги, которые пробуждали сопереживание, сочувствие.
Такой была «Кленовый листочек» Стефаника. Папа просил рассказать, что же меня взволновало. Анализировал со мной отдельные эпизоды. Желание читать сопровождало меня все последующие годы. Ни дня без книги. Когда я начинала читать, мир вокруг уже не существовал. Я погружалась в жизнь героев книги. Так читал книги и папа.
Вечером мы сидели у печки. Он подбрасывал березовые поленья, языки пламени шаловливо слизывали кору. Папа читал свои стихи. Он никогда их не печатал. И записные книжки с его стихами не сохранились. Но в памяти запечатлелись эти вечера «у камина». Тепло, уют и вдохновенье, навеянное папиными стихами.
Папа был заботливым сыном и братом. Возвращаясь с работы часто заходил к своей маме, бабушке Марии. По выходным мы ходили к ней в гости всей семьей. Бабушка была большой фантазеркой. Печенье в форме жаворонков, пирожки – в форме перепелов, матрешек и т.д.
Однажды бабушка несколько дней болела. Мама попросила проведать её и спросить, в чем она нуждается. По дороге к бабушкиному дому ко мне присоединились подружки, мои ровесники и девочки постарше года на 3-4.
Зашли к бабушке в дом: окна зашторены, полутень. Бабушка спала, и я не стала её будить.
У калитки одна девочка, Надя, отец её не вернулся с войны. Это, конечно же, сказалось на образе жизни их семьи, быте. Это я сейчас понимаю. Так вот, Надя подошла ко мне и спросила, видела ли я на столе у бабушки три рубля. А потом предложила вернуться и взять их, бабушка мол не заметит, а мы купим конфет.
Так и поступили. 100 грамм конфет «Ласточка» Надя разделила на пятерых. Мне досталось полторы конфеты, сиюминутное ощущение приятной сладости и неутихающая тревога. Шестым чувством понимала, что поступила неправильно. Но настоятельная просьба подружек и соблазн насладиться вкусной конфетой не позволили устоять.
Вечером спать легла пораньше, а рано утром проснулась от голосов мамы и отца. Отец рассказывал маме, что вечером зашел к бабушке, а та поведала ему историю с тремя рублями. Она все видела и слышала так как не спала, а дремала. Просила меня не наказывать. Она знала Надю, её напористый характер и понимала её влияние на нас, младших.
Мама и отец не долго раздумывали как привлечь к ответственности меня. Разбудили, хотя сон покинул меня сразу же после их разговора. Спросили как я вчера провела день, встретилась с бабушкой. Всхлипывая я рассказала все. Раскаивалась.
Но решение приняла мама. Прутик из колючей дерезы наказал меня. Было не столько больно, сколько стыдно за свой поступок и обидно, что крайней оказалась я, а мои подруги остались в стороне.
Это был один из уроков взросления: «За свои поступки надо отвечать». Все последующие годы, где бы не лежали деньги и чьи бы они не были, я их никогда не брала.
Таков был мой путь освоения азбуки нравственности. Подкрепление находила в образе жизни родителей, их отношениям к родным и близким, соседям. Они всегда готовы были придти на помощь, любовь, искренность их отношений дарили тепло.
Помочь кому-то – это была естественная потребность отца. Вот они с соседом – дядей Володей, ремонтируют забор у стариков, которые живут рядом с нами (по вечерам и в выходные дни). Перекрывают крышу на доме сестры Марии Лукьяновны. Выкапывают колодец у знакомых. Все это делалось с шуткой, юмором и бесплатно. Люди отвечали ему взаимностью и не отказывали в его просьбах. Выстраивался мир отношений; открытый, доверительный, взаимообогащающий. В этом мире и проходило наше детство. Отец много времени проводил со мной и сестрой Галей. Вечерами мы разгадывали кроссворды, шарады, читали книги или рассказывали интересные истории из жизни птиц, животных, зверей.
К нам присоединялись наши друзья. Папа обучал нас нехитрым фокусам. Вечера проходили незаметно. Папа поощрял мои увлечения. До школы я хотела быть летчиком. Манило небо, неизвестность. Он рассказывал как увлекательна и трудна профессия летчика. Со второго класса я видела себя только учителем. Помогала всем готовить домашние задания. А в первом классе таблицу умножения не выучила. На улице октябрьский солнечный день, мама с папой убирают картофель, а я сижу дома и учу таблицу: уже, как говорят, от зубов отскакивает, а другого от меня сегодня не ждут.
В четвертом классе в рукописном журнале школе появились мои стихи. С пятого класса – корреспондент республиканского журнала «Пионерия». Со всех концов Советского союза мне пишут ровесники отклики на мои заметки и высказывают желание переписываться. В день до 20 писем. Увлеклась филателией, сбором открыток – природа глазами известных художников, фото известных артистов и т.д. Лыжные прогулки зимой, летом – велосипед.
Отношение родителей друг к другу было построено на любви, взаимопонимании, уважении. Они поженились, когда папа вернулся с фронта в 1946 году. Мама дружила до войны с его младшей сестрой Александрой. В 1943 году немцы вывезли её в плен во Францию, откуда она так и не вернулась. Вышла замуж за итальянца в 1947 году и первое письмо после войны мы получили в 1960 г.
А мама была в плену в Германии с 1943 г., откуда вернулась в 1945 г. и вспоминать об этих годах никогда не хотела.
Мама младше отца на четыре года. По возвращении с фронта они встречались ежедневно. Папа любил дарить маме подарки. Мне в наследство достались: полушубок из сурка, платье из панбархата на шифоне, атласная юбка солнце-клеш, осеннее пальто. Из всех подарков я сохранила только атласный платок, вышитый шелковыми цветами.
Мы купались в родительской любви. Вот отец подхватывает меня на руки и я лечу в воздухе, замирая от восторга. Родители вытряхивают половики, потом садят нас в них и раскачивают: вверх, вниз, вверх, вниз, как на качелях.
Если изобразить мое детство в красках и образах, при жизни отца – это: солнце на голубом безоблачном небе, ромашки на зеленом поле, жаворонки над пшеничным полем, счастливый беззаботный смех.
На работу папа маму не пускал. «Пусть дети подрастут, – говорил. – Еще наработаешься». А спустя пятнадцать лет, когда папа умер на операционном столе (сказались военные ранения), маме досталось всего с лихвой. И образ детства для меня распределился на полутона: белое и серое.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература