2.21. Миссия отца в семье глазами детей
Разговор с ребенком о его отце и матери – один из самых трудных в деятельности педагога. Малейшее неумение, оплошность, неточность могут привести к пагубным последствиям. Наша задача – защитить детскую душу. Бывают такие интимные семейные отношения, которые ребенку не хочется обнажать. Но и не говорить об этом мы не имеем права.
Знают ли отцы, какую огромную потребность испытывает в нем ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный мужчина?
«Хорошие дети – хорошая старость», – говорят в народе. А часто ли мы, взрослые, задумываемся, как относятся к нам наши дети? И какого отношения мы заслуживаем?
Передо мной сочинения учеников 3-10-х классов оренбургских школ. Выдержки из них привожу дословно.
Папа, которого любят, – какой он? Дети помогли нам создать его образ. Это умный, добрый, веселый человек. Отзывчивый, хороший друг. Много читает, интересный собеседник. Играет с нами в шахматы, ходит на рыбалку. Никогда не кричит. Помогает маме. И убрать, и постирать, и обед приготовить ему не в тягость. Работа доставляет ему радость. Учит тому, что пригодится в семейной жизни.
«Отец – очень добрый и чуткий человек».
«Папа – решительный, инициативный, деликатный мужчина».
«Отец – глава нашей семьи, потому что он решает все наши семейно-бытовые и другие вопросы».
«Мы считаем, что недостаток отца – это его частые переживания из-за нас».
«Душа папы светлая, любвеобильная».
«Я считаю, что мой папа – самый добрый, веселый, эмоциональный и лучший папа в мире!»
Семенов Александр:
«С раннего детства я испытываю к нему большое уважение».
«Ум его острый и цепкий».
«Душа его беспокойная».
«У моего отца суровый взгляд, но все же я знаю, что за этой суровой внешностью скрывается человек, который всю мою жизнь дарит мне тепло и доброту».
«Я удивляюсь трудолюбию и ответственности моего отца».
«Могу пожелать такого отца любому челвеку».
Летуновская Анастасия:
«Мы с папой всегда были неразлучны».
«Первое слово, которое я произнесла, было «папа»».
«Мой папа изобретательный».
«Внешне он ничем не отличается от других, а вот внутренне он не как все. Он дружелюбный, независимый, эмоциональный, поэтический, добрый».
«Единственное его отличительное качество – это любовь, любовь к детям, забота о них».
«Папа может, папа может все, что угодно…»
Подкопаев Алексей:
«Мой отец – глава нашей семьи».
«Он любит свою семью и помогает ей».
«Он никогда не сидит без дела, он всегда что-нибудь ремонтирует или строит собственными руками».
«Мой отец любит домашних животных».
«Мой отец не любит варенье».
«Я его очень люблю!».
Погорелова Анастасия:
«Мне приятно говорить о своем отце, так как я горжусь им, я счастлива!».
«Я никогда не могла сказать, что не чувствую с его стороны любви и теплоты».
«Иногда он приходит с работы и смотрит на меня своим усталым, но таким добрым и открытым взглядом, слова здесь ни к чему».
«Его благополучию, занимаемой должности завидуют многие люди».
«Я убедилась еще раз в том, что люблю отца, ценю и уважаю. И это огромное счастье для меня».
«Пусть у всех будет такой папа».
«Я очень хочу быть похожим на своего папу, – написало большинство детей. – Он не просто папа. Он мне товарищ и друг. Когда я вырасту, я буду брать с него пример». «У меня самый лучший папа на свете». «Мне просто повезло на папу, я его очень-очень люблю».
Если родители любят тебя, уважают и верят, разве ты сможешь их не любить?
Дети гордятся своими отцами. «У нас дома висит большой портрет папы. Не бывает дня, чтобы мы не вспоминали о нем. Он был спокойный, вежливый, всегда готов был прийти на помощь людям. Помню, папу часто вызывали на работу ночью, он никогда не отказывался. За мужество, проявленное при исполнении служебного долга, он посмертно награжден орденом Красной Звезды», – пишет Саша, сын капитана Ткачева, именем которого названы улицы областного центра и его родного села Дедуровка. На все вопросы, которые будут возникать в будущем, Саше Ткачеву придется искать ответы самому. Но всегда путеводной звездой будет ему жизнь отца. Своему сыну Саше А.И. Герцен написал когда-то: «Я служил на пользу России словом и делом... Тебе приготовил... имя, которое ты можешь носить с гордостью». Как завещание своему сыну их мог бы сказать капитан Ткачев.
И в детстве, и в отрочестве, и в юности приятно сознавать, что рядом отец, что он все может, все умеет, с ним хорошо, легко. Самое строгое замечание из мужских уст переносится легче, ведь мужчины по мелочам не придираются, не срывают на тебе плохое настроение. Все неприятности – правильно осмысленные, а советы – выполнимые. Каждому ребенку нужна мужская рука как опора. Надежной руке взрослого всегда протянется доверчивая детская рука. А в награду мужчине – улыбка ребенка и счастье в семье.
«Когда я пошел в первый класс, – читаю в одном сочинении, – у меня появился отец. С его приходом в моей жизни стало много доброго и умного. Он во всем помогает нам с мамой. Ни разу меня не обидел. Конечно, скрывать не буду, иногда у нас с ним бывают небольшие ссоры. Но в основном за семь лет с его стороны я видел только хорошее». Подросток и мужчина нашли друг друга, в доме поселились покой, радость общения, мужское понимание.
Среди сочинений есть и такие, которые начинаются со слов: «У меня есть папа, но...» За многоточием – раненые души.
«Он на меня не обращает никакого внимания. Нас с мамой поменял на водку» «Он ничего не делает, только читает газеты несчастные и телевизор смотрит. Попросишь что-нибудь помочь – «Тебе надо, ты и делай», – слышу в ответ».
«Когда приходит домой пьяным, начинает орать, а трезвому ему ни до чего нет дела. Всю мужскую работу в доме делает дедуля, а ему уже много-много лет».
«Я очень хочу, чтоб он не был таким хладнокровным, безразличным, чтоб помогал маме. Чтобы они понимали друг друга».
«Выходные он проводит на рыбалке, маме помогает редко. Я хочу, чтобы отменили все рыбалки и охоты, тогда нам будет легче жить».
«Он всегда нас всему учит, а сам ничего не умеет делать. Я не хочу быть таким, как он».
Нужен ли комментарий к вышеприведенным строчкам? Когда я знакомила с ними участников конференции – отцов, в перерыве ко мне подходили с одним вопросом: «Почему Вы заострили внимание на плохих отцах: что, их больше?»
Нет, если рассматривать сочинения ребят в соотношении, то две трети из mix пишут о хороших папах.
Слова о некоторых отцах звучат как пощечина, они о наболевшем. Крик души. Мольба о помощи. Просьба понять, не превращать родительскую власть в деспотическое самодурство. Призыв быть более сильными, более мудрыми, уважать достоинство растущего человека.
Из песни слова не выбросишь, и из детской души они сами собой не уйдут. «Папа живет в нашей квартире, но в своей комнате. Врезал замок в свою дверь и закрывается от нас».
Еще одна стопка сочинений. Первая фраза почти у всех одинакова: «Папа с нами не живет...».
«Когда мне было пять месяцев, он уехал в командировку и там женился. Иногда присылает письма, открытки. Есть у меня фотография отца».
«После развода с мамой он еще раз приходил ко мне. Принес куклу, я ее выбросила. Мне такого отца не надо».
«Он подлец и бабник. Когда приходил пьяным, все дома переворачивал. Брат называет его «отец-беглец»».
«Я своего папу вижу редко, он живет в другой семье. Когда приезжает, мы с ним гуляем. На день рождения он поздравляет меня телеграммой и присылает подарок. НО МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ОН ВСЕГДА ЖИЛ СО МНОЙ».
Всему можно найти оправдания. Если захотеть, точнее, если себе позволить, всегда можно найти кого-то, кто будет еще красивее, еще элегантнее, еще умнее. А дети? Они хотят, чтобы их папы были с ними.
Хочется, чтобы на пороге каждого дома всегда горел красный свет, предупреждающий: «Осторожно, дети!» Ради них найдите в себе силы сохранить дом, оградить его покой от обмана и минутной слабости. Ради вашего будущего, ради вашей счастливой старости.
Народная мудрость гласит: «Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены». Какую же обиду нужно нанести ребенку, чтобы он не хотел иметь этой опоры? «"У меня нет папы; и я не хочу о нем писать». «Даже вспоминать о нем нет охоты. Когда я вырасту, я поговорю с ним на эту тему».
Отцы нужны нашим детям. Нужны, чтоб вместе с ними делать настоящие, добрые дела. Чтоб своим строгим умом, добрым сердцем, душевным опытом помогать готовиться к взрослой жизни, стать сильным, умелым мужчиной, ответственным за благо семьи.
Это так убедительно подтвердили ваши дети в своих сочинениях.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература