logo search
Истратова О

3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы

Специфика развития подростка обусловливает необходимость коррекционной, профилактической и развивающей работы относительно возможных отклонений или нарушений эмоциональной сфе­ры детей.

С одной стороны, однообразие и монотонность, продиктованные традиционной классно-урочной ор­ганизацией обучения, являются одной из основных причин снижения мотивации к учению у средних и старших школьников. С другой — растет мотива­ция и повышается интерес молодых людей к взаи­модействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, либо возникают впервые. Их распозна­ние и адекватная оценка вызывают затруднения у детей, что, безусловно, требует проведения коррекционно-развивающей работы. К тому же внутрен­ние противоречия, возникающие в подростковом периоде, проявляются в неустойчивости, изменчи­вости эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональ­ные переживания в этот период характеризуются напряженностью, беспокойством. Большинство ав­торов отмечают, что типичными чертами подрос­тков является также раздражительность, возбуди­мость. Соответственно, для снижения эмоциональной нестабильности подростков важно проводить с ними соответствующую работу. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувс­тва, значительно более широкий круг явлений со­циальной действительности становится небезраз­личным подростку и порождает у него различные эмоции. Задача психолога — научить подростка правильно относиться к своим переживаниям, из­бегать «застревания аффекта».

Таким образом, можно определить основные зада­чи коррекции эмоциональной сферы подростков:

• снижение эмоциональной нестабильности. Коррекционно-развивающая работа эмоциональ­ной сферы может строиться как в форме отдельного занятия, так и в форме тренинговой и психотера­певтической работы. Также интересным представ­ляется вариант проведения больших игр68.