logo search
Лекции Основы сурдопедагогики

1.3.1. Ранняя помощь детям с нарушениями слуха.

Одна из наиболее актуальных проблем в сурдологии и сурдопе­дагогике – раннее выявление и абилитация детей с нарушенным слу­хом. Под ранним выявлением глухоты или тугоухости у ребен­ка понимается обнаружение дефекта в возрасте до 6 месяцев. Реализация данной задачи предполагает следующие мероприятия:

1. Проведение аудиологического скрининга (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения (№ 108 от 23.03.96 г.) «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни»). Скрининг слуха включает ряд процедур: снача­ла в роддомах анализируются факторы риска тугоухости и глухо­ты; потом осуществляется диспансерное наблюдение малышей в поликлиниках по месту жительства, где врач-педиатр с помощью аудиотестеров проводит поведенческий скрининг регистрации безусловно- и условно-рефлекторных реакций. В систему процедур также входят обследования в возрасте 1, 2, 4, 6, 12 месяцев. Применяются объективные методы исследования. При выявлении нарушений слуха проводятся углубленные аудиологическое и сурдопедагогическое обследования ребенка в сурдологических кабинетах и в специализированных медицинских центрах. Специалисты: неонатологи, педиатры, сурдологи.

2. Слухопротезирование – подразумевает использование слуховых аппаратов, обеспечивающих искусственное усиление звуковых сигналов с учетом диапазона воспринимаемых частот. Детям раннего возраста рекомендовано бинауральное слухопротезирование.

3. Психолого-педагогическая помощь. Оказывается в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), в группах на­домного обучения и кратковременного пребывания, создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей. С детьми проводятся специальные коррекционные занятия по развитию речи и слухового восприятия.

Вместе с тем, по данным Минздрава России, во многих регионах нашей страны диагностика нарушений слуха проводится недостаточно своевременно: так, нарушения слуха выявляются только у 4% детей в возрасте до года; треть детей (33%) берется на учет в возрасте от 3 до 7 лет, у 34% детей нарушение слуха выявляется только в возрасте старше 7 лет, а у 8% - старше 14 лет.