logo search
27_011

5.2 Методики изучения учащегося виды методик

Существует много психологических методов сбора нужных сведений об учениках. В начале прошлого века появилась и с каждым годом набирает обороты система тестирования учащихся. Сейчас эти методики широко распространены и доступны любому классному руководителю. Со временем некоторые тесты признаются несовершенными, не учитывающими тех или иных факторов в психологии учащихся, поэтому пишутся новые. Дети в экспериментальных классах с упорством отвечают на десятки вопросов, а после многочисленных проверок выясняется, что каждому учителю необходимо выработать свою методику диагностирования на основе существующих.

Начнем с того, что в Советском Союзе было лучшее в мире образование, но в абсолютном большинстве школ никто никакого тестирования не проводил. Опытные педагоги и так знали, да и сейчас знают, Кто чем дышит из их учеников.

Цель этой главы состоит в том, чтобы научить классного руководителя методике изучения личности подростка. Поговорим и о тестировании, хотя лучше, если этим будет заниматься профессионал-психолог.

Диагностические методы дают возможность не только описать особенности личности подростка, но и охарактеризовать его. К подобным методам относится оценка знаний и умений учащихся в соответствии с официальными нормативами для каждого из предметов, которые ему в данный момент преподают. Для оценки количественных характеристик как раз и используются различные виды тестирования. Но, как уже говорилось выше, у подростков неустойчивая психика: у них настроение меняется «по десять раз на дню». Например, на мальчика посмотрела любимая девочка и улыбнулась, и он вам тут же напишет тест, что он обожает весь мир. На следующем уроке та же девочка назовет его дураком и ударит книжкой по голове, и этот же самый мальчик напишет вам в тесте, что он всех ненавидит и готов поубивать. Такие же примеры можно привести по всем областям психической деятельности подростков. Нельзя заниматься тестированием ради тестирования, поэтому будьте очень внимательны при выборе тестов для ваших учеников.

Качественные диагностические методы гораздо более трудоемки, чем количественные. Но, если вам удастся их сделать, вы получите. развернутую и обоснованную характеристику исследуемого педагогического явления. Очень помогает в этом случае педагогический консилиум. Коллективное обсуждение характеристики подростка позволяет глубже его узнать и выработать правильное направление работы с учащимися.