Шкала «правильных» ответов
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 |
|
|
| А | Б |
2 |
| Б | А |
|
|
3 | А |
|
|
| Б |
4 |
|
| А |
| Б |
5 | А |
|
|
| Б |
6 | Б |
|
| А |
|
7 |
|
| Б | А |
|
8 | А | Б |
|
|
|
9 | Б |
|
| А |
|
10 | А |
| Б |
|
|
11 | А |
|
|
| Б |
12 |
|
|
| Б | А |
13 | Б |
| А |
|
|
14 | Б | А |
|
|
|
15 |
|
|
| Б | А |
16 | Б |
|
|
| А |
17 | А |
|
| Б |
|
18 |
|
| Б |
| А |
19 |
| А |
| Б |
|
20 |
| А | Б |
|
|
21 |
| Б |
|
| А |
22 | Б |
| А |
|
|
23 |
| А |
| Б |
|
24 |
|
| Б |
| А |
25 | А |
|
|
| Б |
26 |
| Б | А |
|
|
27 |
|
|
| А | Б |
28 | А | Б |
|
|
|
29 |
|
| А | Б |
|
30 |
| Б |
|
| А |
Тест «Шкала социальной желательности»
Примером еще одного нужного теста может служить методика Кроуна—Марлоу,2 разработанная в далеком 1960 г. для диагностики мотивации одобрения. В российских школах используется не весь тест, а только 20 социально одобряемых и социально неодобряемых утверждений, с которыми подросток может согласиться или не согласиться.
Инструкция к прохождению теста
Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения. Если они совпадают с вашим поведением, напишите «ДА», если не совпадают – «НЕТ».
Вопросник
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чемвернуть ее в библиотеку.
Я не испытываю колебаний, когда нужно помочькому-то в беде.
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
Был случай, когда я бросил то, что я делал, потому что не был уверен в своих силах.
Иногда я люблю посплетничать об отсутствующих.
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдать свою лень.
Случалось, я пользовался оплошностью человека в своих целях.
Я всегда охотно признаю свои ошибки.
Иногда вместо того, чтобы простить человека, я старюсь отплатить ему тем же.
13.-Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
Ключ к тесту
Ответ «ДА» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
Ответ «НЕТ» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.
В этом тесте тоже каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Чем больше баллов набрал учащийся, тем больше он как личность соответствует социуму, в котором находится, и наоборот, индивид с наименьшей суммой баллов нуждается в серьезном внимании со стороны старших. Кстати, низкие показатели свидетельствуют не только о неприятии традиционных норм поведения конкретным подростком, но и об излишней требовательности к себе. Тут придется разбираться индивидуально..
Тест «Уровень импульсивности»
Еще для диагностики психологического состояния подростка применяется тест для измерения импульсивности.3, Ее считают отрицательной чертой характера, обусловленной недостаточным самоконтролем, неустойчивостью интересов, неопределенностью целей в жизни. Таково мнение профессиональных психологов.
Инструкция к прохождению теста
К каждому вопросу методики прилагается четырех балльная шкала ответов, из которых выбирается только один, наиболее близкий для респондента. Номер ответа (1, 2, 3, 4) означает балл, которым он оценивает вопрос. Сумма баллов оценивает импульсивность. Зависимость прямо пропорциональная.
Вопросник
1. Если вы беретесь за что-то, то всегда доводите до конца?
определенно да;
пожалуй, да;
пожалуй, нет;
однозначно нет.
2. Вы всегда спокойно реагируете на резкие замечания в свой адрес?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
3. Вы всегда выполняете свои обещания?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
5. В критических, напряженных ситуациях вы хорошо владеете собой?
очень часто;:
бывает;
редко;
такого не бывает.
6. Часто ли у вас без видимых причин меняется настроение?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
7. Вы многое привыкли делать наспех, когда поджимают сроки?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
8. Вы могли бы назвать себя целеустремленным человеком?
1) очень часто
2) бывает;
редко;
такого не бывает.
9. В словах и поступках вы придерживаетесь пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?
всегда;
часто;
редко;
почти никогда.
Вы подчеркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задевает вас (например, в автобусе)?
1) почти всегда;
довольно часто;
редко;
никогда.
11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?
1) очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
12. Вы легко увлекаетесь новым делом, но можете быстро к нему охладеть?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
13. Вы умеете сдерживаться, когда- кто-то незаслуженно вас упрекает?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
14. Вам кажется, что вы еще не нашли себя?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
15. Может ли под влиянием новых обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
16. Обычно вас трудно вывести из себя?
очень часто;
бывает;
редко;
4) такого не бывает.
17. У вас возникают желания, которые по разным причинам неосуществимы?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
18. Обсуждая с кем-либо важные жизненные проблемы, вы замечаете, что ваши собственные взгляды еще не определились?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
19. Случается, что какое-то дело вам так надоедает, что, не закончив его, вы беретесь за новое?
очень часто;
бывает;
редко;
такого не бывает.
20. Вы несколько неуравновешенный человек?
определенно да;
пожалуй, да;
пожалуй, нет;
однозначно нет.
Ключ к тесту
Код ответов: 1, 2, 3,-4, 5, -6, 7, 8, 9, 10, -11, 12, 13, -14, -15, -16, -17, -18, -19,-20.
Знак «минус» перед ответом означает, что подсчет баллов по данному ответу на вопрос производился в обратном порядке: 4-й ответ – 1 балл, 3-й ответ – 2 балла, 2-й – 3 балла, 1-й – 4 балла.
Этот тест позволяет также оценить:
уверенность в общении (вопросы 2, 4, 5, 9, 12,16, 20);
целеустремленность (вопросы 1, 8, 8, 11, 14, 15, 18).
Таких тестов может быть много. Как считает автор, для неуравновешенной психики подростка подобное тестирование проводить рановато, хотя многие методики их и рекомендуют. Для практики я привел несколько тестов. Если у классного руководителя будет желание этим серьезно заниматься, то без консультаций с психологом лучше этого не делать.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература