logo search
Лекции Основы сурдопедагогики

1.3.3. Система образования детей с нарушенным слухом школьного возраста.

Для детей с на­рушениями слуха организуются следующие школы:

1) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глу­хих детей (I вида). Обеспечивает глухим детям общеобразовательную и первичную профессионально-трудовую подготовку. Имеет в своем составе I–XII классы, подготовитель­ный класс для детей шестилетнего возраста, не получивших до­школьной подготовки. Дети получают основное общее образование за 11 лет (и за 12, если начали обучение с подготовительного класса). Выпускники, желающие получить полное среднее образование, могут обучаться в специально создаваемых для этого классах, по варианту учебного плана. В школах I вида образовательный процесс включает ступени: 1 – первоначальный период – подготовительный класс; 2 – начальное образование – 5-6 лет: развитие речи, способностей, познавательной деятельности, учебной деятельности и т.д.; 3 – основное общее образование – 5-6 лет: общеобразовательная подготовка, трудовое обучение, развитие речи, произношения, остаточного слуха; 4 – среднее (полное) общее образование – 2 года: совершенствуется речь, произношение, остаточный слух, расширяются навыки социально-трудовой адаптации.

Наполняемость классов – не более 6 детей. В РФ, по данным Е. Г. Речицкой, 86 школ I вида; в них обучаются 11039 школьников2.

2) Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для сла­бослышащих и позднооглохших детей (II вида). Имеет два отделения: I от­деление – для детей с легким недоразвитием речи и нарушением слуха; II отделение – для детей с глу­боким недоразвитием речи и нарушением слуха. Во II отделении имеется подготовительный класс для детей шестилетнего возраста без дошкольной подготовки. Учащиеся I отделения за 10 лет и учащиеся II отделения за 12 лет обучения получают образование в объеме массовой непол­ной средней школы и первичную профессионально-трудовую под­готовку.

В школах II вида коррекционно-образовательный процесс включает ступени: 1 – начальное образование – 1 отделение – 4-5 лет, 2 отделение – 4-6 лет; коррекция словесной речи, развитие слуха, накопление словарного запаса, развитие связной речи, практическое освоение грамматического строя речи; 2 – основное общее образование – 5-6 лет; дальнейшее развитие речи, произношения, слуха; 3 – среднее (полное) общее образование – 2 года; овладение речью на уровне, необходимом для интеграции в общество. Выбор образовательного варианта в школах II вида зависит от показателей речевого и умственного развития ученика. По данным Е. Г. Речицкой, в РФ 83 школы II вида, в которых обучаются 11412 слабослышащих школьников.

Обучение в специальных об­щеобразовательных школах-интернатах осуществляется на основе оригинальных учебных планов и программ, имеются специально разработанные учебники (только в старших классах обучение осуществляется по учебникам массовой школы). В составе специальных школ-интернатов для глухих и для слабо­слышащих и позднооглохших детей, при наличии соответствующе­го контингента, организуются классы для детей со сложными дефектами, включающими, помимо нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата или нарушения интеллекта (задержку психического развития, олигофрению в степе­ни дебильности). Предельная наполня­емость классов и воспитательных групп – 12 человек, для детей со сложными дефектами – 5-7 человек. Учебно-воспитательная работа в специальных школах-интернатах направлена на решение задач воспитания и обучения с учетом уровня развития детей, формирования у них словесной речи и словесно-логического мыш­ления, развития слухового восприятия речи и обучения произно­шению и других коррекционных задач.

Продолжить незавершенное по тем или иным причинам обучение выпускники могут через систему государственных вечерних сменных школ. XII-XV классы специальной средней общеобра­зовательной вечерней (сменной) и заочной школы для лиц с недо­статками слуха. Наполняе­мость классов очной формы обучения не менее 8 человек. В сос­таве школы имеются учебно-консультационные пункты, открывае­мые при наличии 15 и более учащихся, заочные группы, организу­емые при наличии от 4 до 10 учащихся, и индивидуально обучаю­щиеся заочники. Разрешается открытие филиалов школ при близлежащих предприятиях, если имеется доста­точный контингент учащихся. В XIII-XV классах вечерней или заочной специальной школы глухие и слабослышащие после окон­чания специальной школы-интерната получают полное среднее образование.