Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
Цели:
ознакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной самооценки личности ребенка.
Участники: родители учащихся 9-го класса, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовка.
1. Во время классного часа учащиеся заполняют анкету «События в жизни девятиклассника» и выполняют задание «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»). Обработка результатов микроисследования.
2 Приглашается школьный психолог для участия в собрании и выступления на нем по обсуждаемой проблеме.
3. Готовятся листочки для анкетирования родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь.
На классной доске пишется тема собрания и записывается высказывание В.Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин, Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками. Хорошие дети – хорошая наша старость, плохие дети – плохая старость. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».
Ход собрания.
I. Вступительное слово учителя о теме родительского собрания, об актуальности рассматриваемой на нем проблемы, о написанных на доске словах В.Г. Белинского как эпиграфе к коллективному обсуждению данной проблемы.
II. Выступление школьного психолога.
Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе, образуя систему представлений о себе. По своей сути это есть самосознание. Оно складывается из сознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств и их самооценки.
Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой Склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.
Первый тип. Характерно неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.
Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками.
Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:
в высказываниях о себе: «У меня это никогда не получится»;
в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу всё равно нет»,
в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что...»;
в отрицательном отношении к школе и к учителям: «Учителя меня не любят»;
в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;
в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Между тем идет непрерывный процесс психического развития, и поскольку каждый человек обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей Я-концепции, то мы должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную Я-концепцию, являются следующие:
во-первых, убежденность в импонировании другим людям;
во-вторых, уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
в-третьих, чувство собственной значимости.
Причем эта оценка должна быть адекватной.
Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать диктат власти над собой других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения могут скрываться гримасы свободы, ее противоположности, извращающие представления личности о себе. Имеются в виду наркоманы, алкоголики – люди безвольные, плывущие по течению в поисках легкой жизни. Иной вариант – конформизм, стремление стать похожим на всех или на большинство. Проявляется в погоне за модой, особенно в одежде – быть как все, не оказаться в стороне от толпы. При этом юноша или девушка вполне счастливы, довольны собой.
Родители, как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной Я-концепции. В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.
III. Сообщение классного руководителя.
Незадолго до родительского собрания мы провели, в классе небольшое исследование. Сначала я предложила ученикам оценить уровень сформированности нашего классного коллектива. Для этого использовалась несложная методика известного психолога А.Н. Лутошкина. Автор этой методики доказал, что детский коллектив проходит в своем развитии пять стадий, которые назвал следующим образом:
I стадия – «Песчаная россыпь»;
II стадия – «Мягкая глина»;
стадия – «Мерцающий маяк»;
стадия – «Алый парус»;
V стадия – «Горящий факел».
Чем больше стадий проходит в своем развитии коллектив, тем выше уровень его сформированности. Оказалось, что в настоящее время коллектив нашего класса находится на третьей стадии своего развития, что свидетельствует о среднем уровне его сформированности.
Затем учащиеся выполняли задание: «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, подписать на нем свое имя и приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали клумбой. В результате получился вот такой коллаж «Клумба» (демонстрируется родителям). Этот коллаж не только имеет довольно красивый вид, но и содержит важную информацию о том, как чувствуют себя девятиклассники в своем классном коллективе. Если кто-то из родителей пожелает узнать о месте и роли своего ребенка в классе, то мы вместе с психологом готовы предоставить такую информацию после окончания родительского собрания.
А еще ученикам нашего класса предлагалось составить на листочках перечень своих радостных и тягостных воспоминаний. Оказалось, что радостных воспоминаний у наших детей гораздо больше, и это позволяет констатировать наличие у них благоприятного «социального багажа».
IV. Выполнение задания родителями.
Папам и мамам раздаются листочки с изображенной в центре фигурой мальчика или девочки. На этих листочках им предлагается записать качества личности их ребенка, слева – положительные, а справа – те, которые, по их мнению, ему желательно приобрести (или сформировать у него).
После выполнения задания следуют выступления родителей (по желанию) и комментарий школьного психолога и классного руководителя.
V. Заключительное выступление классного руководителя о планируемых на ближайший период делах классного коллектива, возможных формах и способах участия родителей в них.
Решение собрания.
1.Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности обстоятельно анализировать и правильно оценивать свои действия и поступки.
В жизнедеятельности классного коллектива и семейных сообществ всячески поддерживать процесс становления и проявления неповторимой индивидуальности личности ребенка, его социально полезные устремления и начинания.
Провести в классе совместно с психологом занятия-тренинги учащихся по проблемам самопознания и самовоспитания.
- Содержание
- Введение
- Глава 1 программа педагогического всеобуча для родителей дошкольники
- Тема 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста
- Тема 2. Развитие личности в дошкольном возрасте
- Тема 3. Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста
- Тема 4. Становление характера дошкольника
- Тема 5. Развитие речи у детей дошкольного возраста
- Тема 6. О канале Fox kids и взрослых страхах
- Тема 7. Сказка в жизни ребенка дошкольного возраста
- Тема 8. Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?
- Тема 9. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
- Тема 10. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
- I класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс или вновь за школьной партой
- Тема 2. Формирование личности в младшем школьном возрасте
- Тема 3. Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть?
- Тема 4. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника
- Тема 5. Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе?
- Тема 6. Игра и труд в жизни младшего школьника
- Тема 7. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника
- Тема 8. Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста
- Тема 9. Организация семейного чтения
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- II класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс?
- Тема 2. Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства
- Тема 4. Самооценка младшего школьника
- Тема 5. Общение родителей с детьми младшего школьного возраста
- Тема 6. Воспитание коллективизма в начальной школе
- Тема 7. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения
- Тема 8. Детская агрессивность и ее причины
- Тема 9. Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста
- Тема 10. Вот и стали мы на год взрослей
- III класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс?
- Тема 2. Самосознание и образ «я» младшего школьника
- Тема 3. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица
- Тема 4. Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против
- Тема 5. Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали
- Тема 6. Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение
- Тема 7. Страхи детей и пути их преодоления
- Тема 8. Вот и стали мы на год взрослей
- IV класс
- Тема 1. Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс?
- Тема 2. Организация свободного времени детей младшего школьного возраста
- Тема 3. Телевизор: помощник или враг?
- Тема 4. Ребенок среди сверстников
- Тема 5. Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя
- Тема 6. Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения
- Тема 7. «Прощай, начальная школа»
- V класс
- Тема 1. Возрастные особенности подростка
- Тема 2. Развитие внимания и памяти школьника
- Тема 3. Особенности темперамента школьника-подростка
- Тема 4. Мотив как регулятор поведения
- Тема 5. Формирование самосознания подростка
- Тема 6. Социализация ребенка в семье
- Тема 7. Ценности современного подростка
- Тема 8. Здоровый ребенок – здоровое общество
- Тема 9. Конвенция оон «о правах ребенка»
- VI класс
- Тема 1. Формирование воли шестиклассника
- Тема 2. Воспитание характера школьника
- Тема 3. Самооценка школьника-подростка
- Тема 4. Взаимодействие с тревожными детьми
- Тема 5. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 6. Нравственное развитие школьника
- Тема 7. Превентивное поведение подростка
- Тема 8. Общение в семье
- Тема 9. Детское общественное объединение
- VII класс
- Тема 1. Воспитание детей в семье
- Тема 2. Социализация личности
- Тема 3. Межличностное общение подростков
- Тема 4. Агрессивный ребенок: причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка.
- Тема 5. Проблемное поведение подростка
- Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности
- Тема 7. Эстетическое воспитание подростка
- Тема 8. Право, ребенок и его окружение
- VIII класс
- Тема 1. Духовные ценности семьи
- Тема 2. Конфликты и пути их решения
- Тема 3. Содружество школы и семьи.
- Тема 4. Детско-родительские отношения
- Тема 5. Воспитание толерантности подростка
- Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения
- Тема 7. Общение родителей с детьми
- IX класс
- Тема 1. Культура общения подростка
- Тема 2. Путь к согласию или как разрешить конфликт
- Тема 3. Патриотическое воспитание школьников
- Тема 4. Развитие эстетической культуры подростков
- Тема 5. Мотив как регулятор поведения
- Тема 6. Ориентация школьников на ценности семьи
- Тема 7 Подросток и милиция
- X класс
- Тема 1. Психологические особенности развития личности старшеклассника
- Тема 2. Ценностные ориентиры современных старшеклассников
- Тема 3. Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника
- Тема 4 Жизненные сценарии старшеклассников, их профессиональная ориентация
- Тема 5. Стили и методы воспитания старшеклассника в семье
- XI класс
- Тема 1. Стресс – это не то, что с человеком происходит, а то, как он переживает ситуацию
- Тема 2. Как помочь ребёнку пережить «безответную любовь»?
- Тема 3. Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи егэ
- Тема 4. Жизненные сценарии наших детей. Профессиональная ориентация старшеклассников.
- Тема 5. Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма
- Тема 6. Её величество Женщина. В семье – старшеклассница
- Тема 7. Мужественность. В семье – старшеклассник
- Тема 9. Воспитание семьянина: сущность и основные направления
- Глава 2 педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе
- 2.1. Проблемы современного ребенка
- 2.2. Возрастные особенности школьника
- 2.3. Современный ученик как педагогический ориентир
- 2.4. Типы и особенности современной семьи
- 2.5. Семья с единственным ребенком
- 2.7. Неполная семья
- 2 Если имеешь детей, а богатств не имеешь, - старайся делу детей научить, чтоб могли с нищетою бороться. Катон .8. Малообеспеченная семья
- 2.9. Семья со средним достатком
- 2.10. Очень состоятельная семья
- 2.11. Отношение детей к миру взрослых
- 2.12. Опасность излишней опеки
- 2.13. Условия, обеспечивающие гармонизацию внутрисемейных отношений
- 2.14. Уроки любви
- 2.15. Уроки труда
- 2.16. Уроки ответственности
- 2.17. Дети − наши учителя
- 2.18. Учимся быть отцами
- 2.19. Дети делают мужчину мужчиной
- 2.20. Мой отец, но он и сын, брат, муж
- 2.21. Миссия отца в семье глазами детей
- 2.22. Взаимосвязь потребностей детей и родителей
- Покровительствование
- Нужда в абсолютной привязанности
- Наслаждение красотой и рождение красоты
- Наслаждение пытливостью
- Потребность в душевном и духовном творчестве
- Потребности детей в признании, контроле и приятии
- 2.23. Творческое развитие школьника в процессе социализации
- 2.24. Как приблизить школу к ученику
- 2.25. Особенности восприятия детьми своей семьи1
- Глава 3 организация родительских собраний
- Глава 4 сценарии родительских собраний
- Тема « Понимаем ли мы своего ребенка?»
- Тема: «Мы дружная семья»
- Тема: «Как ваши дети выбирают профессию?»
- Тема: «Проблемы полового воспитания подростков»
- Тема: «Давайте познакомимся!» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Союз семьи и школы» (составлено и проведено в.А. Седовой)
- Тема: «Типы семейного воспитания» (составлено и проведено л.В. Зинчук)
- Тема: «Роль семьи в формировании личности» (составлено и проведено у. С. Богдановской)
- I. Информационная часть.
- II. Практическая часть.
- III. Заключительная часть.
- Тема: «Планирование работы с детьми на новый учебный год» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка» (составлено и проведено мл. Александровой)
- Тема: «о, сколько нам открытий чудных...» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Колесо истории» (составлено и проведено м.А. Александровой)
- Тема: «Этот трудный подростковый возраст» (составлено и проведено за. Шиповой)
- Тема: «Педагогика и жизнь» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «Позитивная самооценка как условие успешного развития личности» (составлено и проведено м.Д. Удалщоеаш)
- Тема: «Свободное время – для души и с пользой!» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема: «в семье растет сын» (составлено и проведено в.Н. Щербаковой)
- Тема: «в семье растет дочь» (составлено и проведено в. Н. Щербаковой)
- Восемь основных правил о том, как дочери стать хорошей хозяйкой
- Тематический план классных часов для девочек Седьмой класс
- Тема: «Мир в семье» (составлено и проведено т.Н. Коноваловой)
- Тема: «Роль семьи в развитии моральных качеств подростка» (составлено и проведено н.А. Бобовкиной)
- Тема: «Общение родителей с детьми» составлено и проведено и.Ю. Смирновой)
- Тема: «Свободное время и семейный досуг» (составлено и проведено с.В. Заваденко и е.Н. Прейскурантом)
- Анкета «Мой досуг»
- Тема «Подросток в мире вредных привычек» (составлено и проведено н.А. Алексеевой)
- Тема «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника» (составлено и проведено е.В. Шаповаловой)
- Тема: «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»
- IV. Рекомендации родительского собрания:
- Тема: «Трудовое воспитание и профессиональная ориентация старшеклассников»
- Тема: «Педагогом стал бы я...»
- Глава 5 методы педагогической диагностики
- 5.1 Методы педагогической диагностики
- 5.2 Методики изучения учащегося виды методик
- Способы сбора информации
- Методы изучения личности учащегося
- Тесты для диагностирования учащихся
- Шкала «правильных» ответов
- Составление характеристики
- 5.3 Методики изучения семьи учащегося методы изучения семьи
- Портрет родителей класса
- Анкета уровня развития воспитательного потенциала семьи
- Попустительский стиль семейного воспитания
- Состязательный стиль семейного воспитания
- Рассудительный стиль семейного воспитания
- Предупредительный стиль семейного воспитания
- Благодарим за внимание! вместо заключения: результат воспитания – личностный рост ребенка
- Литература