Пришельцы
Цель: помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).
Материал: Бумага, ручки.
Ход игры: Время проведения — 45 минут. По желанию из класса выбираются 2-3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.
Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы. Через 15 минут гости исчезают, т. е. садятся на свои места в классе. Ведущий предлагает всем срочно написать сообщения в свои агентства о первых впечатлениях от встречи.
В течение 5-7 минут каждый журналист и каждый пришелец на отдельном листочке бумаги должны кратко написать:
каков, по их мнению, общий уровень развития новой для них цивилизации (пришельцы пишут о своих впечатлениях о жителях Земли);
стоит ли иметь дело с новой цивилизацией, стоит ли развивать с ней сотрудничество (если стоит, то по каким линиям). Листочки с сообщениями быстро собираются и зачитываются перед классом.
Такое знакомство с различными мнениями участников игры являете подготовкой к основному ее обсуждению. Затем происходит обсуждение.
ОСТРОВ
Цель: знакомство с потребностью народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а также свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.
Возраст: 13-14 лет (7-8 класс).
Материал: классная доска, где фиксируются высказывания школьников, отражается результат группового решения.
Ход игры: Время на игру — 40 минут. Ход самой игры следующий:
1. Классу объявляется название игры — «Остров» и зачитывается общая инструкция: «Представьте, что все мы «чудом» попали на заброшенный остров где-то в южных широтах. Когда нас спасут, неизвестно. Перед нами стоят 2 задачи: 1 — вы жить, 2 — остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Я, как старший из вас, буду руководителем, но я сразу хочу установить в нашем сообществе демократию. Итак, ваши предложения...
2. Школьники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это: постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий записывает все предложения на доске в столбик.
3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2-3 этапы (вместе) закончить в течение 5-10 минут.
Когда установлен перечень «работ», необходимых для выживания, следует исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего) определить, сколько человек необходимо для каждой «работы». Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает на доске против каждого вида «работ» названное количество «работников». Время на этап — 3-5 минут.
Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ) и, независимо от требуемого количества, выписывает число желающих на доске. Как правило, всегда возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого.
Если времени на игру мало, после данного этапа можно организовать обсуждение, связав его с темой «Несоответствие требуемых профессий и намерений школьников», но игру можно продолжать и дальше.
6. Ведущий объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь, и через 3 минуты он умрет». За это время необходимо срочно создать из школьников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе Совета и о конкретных кандидатурах.
7. «Умирая», ведущий заявляет, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей для дальнейшего выживания группы. Сказав это, ведущий предлагает Совету организовывать дальнейшее выживание, решить нерешенные вопросы, а сам уходит на последние парты и некоторое время не вмешивается в игру.
8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать «работу» в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько осложнять его работу в виде следующих вмешательств:
с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи);
с помощью ветров, ливней осложнять работу некоторых рабочих групп;
пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно-гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д.
Если Совет плохо справляется со своими обязанностями, вмешательства ведущего могут и не потребоваться.
9. За 5-7 минут до конца урока ведущий объявляет о прекращении игры.
Обсуждение игры. Если обсуждение не удается организовать на этом уроке, можно перенести его на другое занятие. Начинается обсуждение с вопроса: «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая, школьники должны кратко обосновать свое мнение. Ведущий может также и сам ответить на эти вопросы. Обращаясь к теме «Потребности народного хозяйства в кадрах», целесообразно использовать ту таблицу (требуемого количества и желающих по разным видам работ), которая возникла в ходе игры. Наглядность таблицы позволяет ведущему почти не комментировать ее. Так как в игре фактически моделируется общество, можно легко перейти к проблемам, характерным для общества. Примечательно, что иногда в игре образуются группы, принципиально не участвующие ни в каких работах.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет дать ориентировочную оценку готовности школьников подчинить себя решению общей задачи, их понимание необходимости выполнять разные, даже непрестижные работы.
Типичные трудности. Данная игра достаточно богата по своим возможностям, поэтому есть риск увлечься каким-либо аспектом игры (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры — обеспечение конкретных потребностей для выживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения: хочешь сказать — подними руку, один говорит — все молчат, время высказывания — не более 15-20 секунд. Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно делать одному из учащихся.
Перспективы использования игры. Следует заметить, что независимо от данной игры существуют игры, построенные на аналогичном принципе: организация взаимодействия на необитаемом острове, организация создания театра, музея, предприятия... Вариациями данной игры могут быть дополнительные усложнения инструкции: «...на острове существует дикое племя, с которым необходимо поддерживать контакт», «...случайно обнаруженные на острове орудия труда и механизмы, которые нужно наиболее эффективно использовать» и т. д. При наличии большего времени в ходе игры можно обсуждать соответствие качеств учащихся требуемым работам и даже организовывать игровые группы «подготовки кадров».
- Глава 2. Психологический практикум
- 2. Дошкольный (3-6(7) лет) и младший школьный (6(7)-10 лет) возраст
- 2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте37
- Поиск аналогов
- Поиск общего
- Поиск предметов по заданным признакам
- Поиск соединительных звеньев
- Формулирование определений
- Выражение мысли другими словами
- Перечень возможных причин
- Построение системы причин
- Перечень заглавий к рассказу
- Построение сообщения по алгоритму
- Путаница
- Найди ошибку
- 2.3.2. Игры на развитие воображения39
- Как люди
- Волшебные кляксы
- Отгадывание предмета по паре других предметов
- Перехват закодированных сообщений
- Передача закодированных слов по «испорченному телефону»
- Поиск ассоциаций
- Передача ассоциаций по цепочке
- Самостоятельное составление ассоциативных цепочек
- 2.3.3. Игры на развитие памяти40 упражнение на развитие слуховой памяти
- Тройная стимуляция памяти
- Анализ структуры длинных предложений
- 2.3.4. Игры на развитие внимания41 пишущая машинка
- Карлики и великаны
- Запрещенная буква
- Скрытая подсказка
- Спрятанное слово
- Корректурные задания
- Найди слова
- Заметь все
- Каждой руке - свое дело
- 2.4.1. Формирование учебных умений формирование умения принять учебную задачу
- Формирование умения планировать свои действия
- Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)
- Формирование умения действовать
- 3. Этап совместных форм деятельности
- 4. Контрольно-итоговый этап
- Офицер-солдат
- Поиск клада
- 2.4.2. Формирование приемов самоконтроля
- Фабрика игрушек
- Сделай так же
- Лесенка
- Число-контролер
- 2.4.3. Развитие произвольности
- Пуговица
- Хитрые картинки
- 2.5. Развитие навыкав общения путаница
- Послушный мячик
- Узнай, кто это?
- Подари движение
- Взаимоотношения найди меня
- Рыбалка
- Поем вместе
- Давайте познакомимся!
- Ладонь в ладонь
- 2.6. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
- 2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других51 узнавание эмоций
- Интервью
- 2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, снятие эмоционального напряжения52
- Шалтай-болтай
- Игра с песком
- Знакомство
- Угадай эмоцию
- Незаконченные предложения
- Что с тобой?
- Темперамент
- Четыре характера
- Разговор цветов
- В гостях у волшебника
- Сегодня, вчера и завтра
- Модель будущего
- Я в прошлом и я в будущем
- 2.8. Коррекция трудностей поведения и характера в дошкольном и младшем школьном возрасте
- 2.8.1. Застенчивость и тревожность56
- Похвалилки
- За что меня любит мама
- Зайки и слоники
- Давай поговорим
- Скульптура
- Ласковый мелок
- Покатай куклу
- Добрый - злой, веселый - грустный
- 2.8.2. Агрессия и конфликтность
- Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
- Маленькое привидение60
- Апельсин (или лимон)
- Сдвинь камень
- Черепаха
- Расслабление в позе морской звезды
- Мальчик (девочка) – наоборот61
- 2.9. Развитие моторики
- 2.9.1. Игры на общее моторное развитие62 цапля
- Парашютисты
- Скоморохи
- Пленники
- Мышка и мишка
- Пальчик о пальчик
- 2.9.3. Игры на развитие моторной ловкости ходим в шляпах
- Рыбаки и рыбка
- 2.9.4. Игры на развитие регуляции поведения
- 2.9.5. Игры на развитие мелкой моторики
- 2.10. Релаксационные игры и упражнения63
- Все спят
- Петрушка прыгает
- Аутотренинг волшебный сон
- Сон на берегу моря
- Передай мяч
- Штандер 64
- Почесать спинку
- Тряпичная кукла и солдат
- Путешествие на облаке
- 3. Подростковый возраст (11-14 лет) и ранняя юность (15-16 лет)
- 3.1. Основные тенденции развития в
- Подростковом возрасте и ранней юности65
- 3.2. Развитие познавательных процессов
- 3.2.1. Развитие мышления66 ключ к неизвестному
- Ошибающийся учитель
- Опечатка
- Поиск противоположных предметов
- Сокращение рассказа
- 3.2.2. Развитие воображений
- Перевоплощения
- Групповая картина
- 3.2.3. Развитие памяти67 образная память
- Эмоциональная память
- Зрительная память
- 3.3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
- Эмоциональные загадки
- Чувства животных
- Объясняю - понимай!
- Сосулька
- Воздушный шар
- Изобрази животное
- 3.4. Развитие навыков общения и коммуникативной компетентности69
- 3.4.1. Упражнения-игры, направленные на сплочение группы
- Круг знакомств
- Испорченный видеомагнитофон
- Диалог руками
- Ловля моли
- Изобрази предмет
- Здравствуй!
- Комплименты
- 3.4.2. Упражнения на развитие навыков общения испорченный телефон
- Общение - это...
- Понимание
- Другой акцент
- 3.4.3. Упражнения на формирование конкретных социальных навыков начало беседы
- Волшебный щит
- Принятие критики
- Как сказать «нет»
- Просьба о помощи
- Ведение переговоров
- Отстаивание своего мнения
- Преодоление обвинения
- Выражение благодарности
- 3.5. Развитие личности и самосознания71
- 3.5.1. Упражнения на развитие позитивного я-образа кто я?
- Ласковое слово
- Мой портрет в лучах солнца
- Никто не знает...
- Самыйсамый
- Мое качество
- Скульптура
- 3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой идентичности, представлений об отношениях с противоположным полом
- Что такое мальчик и что такое девочка?
- Спрашивайте - отвечаем
- Два в одном
- Два мира
- 3.6. Профориентационые игры72
- Пришельцы
- Три судьбы
- Профессия на букву
- Самаясамая
- Цепочка профессий
- День из жизни...
- Ловушки-капканчики
- Профконсультация
- Защита профессии перед родителями
- Приемная комиссия
- 3.7. Упражнения на релаксацию, подростковый вариант аутотренинга
- Две минуты отдыха74
- Расслабление
- Дыхание75
- Истерика
- Разряжение тревоги и страха
- Детско-подростковый вариант нервно-мышечной релаксации
- Использованная литература
- Содержание
- Глава I. Специфика психокоррекционной работы с детьми и подростками
- Глава 2. Психологический практикум
- Истратова Оксана Николаевна