logo search
Истратова О

Три судьбы

Цель: помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различ­ным стереотипам людей (труженика, лентяя, без­дарности и др.).

Возраст: 14-16 лет (8-11 класс).

Ход игры: Вначале, еще до объявления назва­ния игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. Школьникам дается инструк­ция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине следующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-годов XX столетия закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.

Первый — это труженик, уверенный, что толь­ко в честном труде заключается настоящее счас­тье. Второй — выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий — удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье — заниматься таким делом: сидеть на та­ких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет. Мы за это время попробуем придумать для наших гос­тей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли он счастливы, а потом по­стараемся угадать, какие роли они играли».

Главные игроки выходят в коридор, чтобы ра­зобраться с игровыми ролями и продумать основ­ные этапы своей жизни. Ведущий предлагает ос­тавшимся придумать по 2-3 вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной семейной жизни, досуга. Главные игроки приглашаются в класс, усаживают­ся на почетные места, и им предлагается по оче­реди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основ­ных этапах прожитых жизней. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судь­бах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т. е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Примерно за 15-20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагает­ся занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

При обсуждении ведущий сначала может спро­сить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. Далее можно по­интересоваться, у кого какие роли (стереотипы) по­лучились, и соотнести их с теми ролями, которые планировались самими игроками. Чтобы разобрать­ся, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу во­прос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»