logo search
Истратова О

Построение системы причин

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточки с алгоритмом.

Ход игры: Задается некоторое событие, напри­мер: «Один человек вдруг неожиданно грубо отве­тил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь задан­ным (или созданным совместно в группе) алго­ритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации; эта клас­сификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднаме­ренные и непреднамеренные, постоянные или вре­менные, ближайшие или отдаленные и т. д. Сле­дует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на кар­точке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надежно работающим внут­ренним приемом анализа любого явления, с кото­рым знакомится учащийся.

Комментарии: Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании ка­кого-либо явления. Она задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классифика­циями явления по различным основаниям и быс­тро находить все его разновидности.. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привес­ти к дискуссии на темы порядочности и мораль­ной ответственности.