logo search
27_011

2.2. Возрастные особенности школьника

Младший школьник, по В.А. Крутецкому, обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Ему свойственна острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание относительно длительное и устойчивое, что отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Он регулирует проявления памяти (запоминание, воспроизведение, припоминание), владеет некоторым опытом управления своим вниманием, его самостоятельной организацией. Память у младшего школьника достаточно развита. Он легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. У него относительно хорошо развита наглядно-образная память, имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти; повышается эффективность осмысленного запоминания; речь грамматически правильна, выразительна.

И хотя его привлекает все новое, неожиданное, яркое, интересное, он обладает настойчивостью, может ставить перед собой отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца), делает первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости.

Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная нравственность личности. Младшему школьнику свойственны первые проявления чувства долга и ответственности; желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Основной деятельностью для него становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. Все чаще ему приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется.

Младший школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть.

В каждом из возрастных периодов отмечаются значительные перемены в физиологическом и психо-эмоциональном развитии организма. Они обнаруживаются в росте произвольности и саморегуляции, в овладении умственными действиями, в расширении общественного кругозора, в сознательном стремлении к своему социальному и профессиональному самоопределению. Возникают и упрочиваются новые жизненные ценностные ориентации. Каждому периоду соответствуют свои сензитивные особенности (возрастная чувствительность как особая отзывчивость на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст (Н.С. Лейтес); творческое усвоение некоторых избирательно выделенных сторон окружающего).

Однако нельзя ставить знак равенства между сензитивными периодами и теми качественными скачками, которые неизбежны в психическом развитии и знаменуют его критические, переломные моменты.

Среди прочих элементов психического и физиологического развития человека подростковый возраст выделен особо. Он является самым трудным и даже наиболее опасным, несмотря на то, что подросток − это уже достаточно большой ребенок, интеллектуально и эмоционально развитый. Подростковый период − это время наибольших трудностей для самих подростков и для их воспитателей − родителей, школы и учителей, а бывает, что и для правоохранительных органов. В этот период возникают проблемы, связанные с конфликтом поколений, «отцов и детей». Медики и психологи называют подростковый возраст переходным и критическим. Он связан с переходом ребенка к взрослому состоянию, и от того, как он протекает, будет зависеть вся последующая жизнь юного еще человека.

Но процесс воспитания людей не ограничивается первыми месяцами существования: люди, в отличие от других животных, очень долго воспитывают подрастающее поколение. И подросток 12−14 лет устает от этого непрестанного процесса воспитания, тем более что он в этом возрасте мало в чем уступает взрослым, разве что в силе. Он быстрее бегает, прекрасно и с удовольствием лазает по деревьям, может обслуживать свои насущные нужды самостоятельно. В первобытном обществе в 14 лет подросток уже считался полноправным членом племени: мальчиков в этом возрасте посвящали в мужчины, а девочки становились матерями. Не следует забывать, что такое положение сохранялось десятки тысяч лет, а современное общество, вооруженное современными традициями, существует всего несколько веков. Разница очень значительна!

Но продолжительность процесса обучения и воспитания в человеческом обществе оправданна. Сейчас в очень сложном, насыщенном механизмами и приборами мире нужны огромные знания и умения, чтобы вести полноценную жизнь. И к 14 годам подростки не могут обладать достаточным уровнем знаний, умений и навыков, не говоря уже о чувстве ответственности за себя, свои поступки, за своих близких, за других членов общества. Уровень развития для современного мира недостаточен, а природа требует свое. Она кричит из животного и первобытного прошлого: «Ты уже взрослый, ты все можешь, ты не хуже остальных!» Назревает конфликтная ситуация между подростком, который ощущает себя вполне взрослым, и обществом.

В этот период происходит гормональная перестройки организма, подростка мучают головные боли, учащенное сердцебиение, потливость; он часто испытывает общее недомогание. Для подростка характерны непонятные перепады настроения, состояние возбуждения, которое сменяется торможением. Подросток находится в состоянии болезненного восприятия мира, состоянии, когда он ничего не помнит, словно и не живет в это время; события, люди, поступки пролетают и не фиксируются в памяти.

Психологи очерчивают 3 типа подросткового развития личности. Первый предполагает бурное кризисное течение, в результате которого происходит становление нового «я». Второй тип отличается медленным развитием без серьезных потрясений, с постепенным изменением личности. Третий тип развития предполагает целенаправленную деятельность подростка, связанную с саморазвитием, самовоспитанием, сознательной самодисциплиной. Такие подростки не ищут помощи у взрослых, самостоятельно выбирая свой путь в жизни и самостоятельно решая возникающие проблемы.

Все перечисленные типы связаны с индивидуальными особенностями каждого конкретного подростка: с темпераментом (бывают и холерики, и сангвиники, и меланхолики, и флегматики); с обстановкой в семье − в одной семье подросток постоянно нервничает по причине пьяных драк родителей, а в другой окружен заботой и любовью. Существует множество факторов, которые не могут не сказываться на развитии личности.

Например, особенности развития подростка можно также объяснить с точки зрения пубертата (полового созревания). До 8 лет период жизни ребенка считается периодом детства. С 8 до 13 лет (у девочек раньше, у мальчиков позже) наступает предпубертатный период. Период полового созревания, иначе говоря, пубертатный, длится с 12 до 19 лет. В это время меняется работа многих желез внутренней секреции, происходит сравнительно но быстрая перестройка многих систем организма. Эти физиологические процессы не могут не влиять на подростковую психику.

Если разложить по полочкам, что же происходит с подростками во время пубертатного периода, то можно отметить несколько следующих физиологических и психологических линий развития:

  1. происходит физиологическая перестройка организма и, как следствие этого, психологическая адаптация подростка к своему новому телу;

  1. развиваются интеллектуальные способности;

  1. появляется зрелое отношение к людям противоположного пола;

  1. зарождается чувство социальной ответственности за свое поведение; происходит принятие или отторжение морально-этических ценностей существующего общества;

  2. происходит осознание необходимости сделать выбор профессии; такой выбор делается не на основе эмоций, а сознательно;

  3. появляется возможность работать, а значит, и относительная экономическая независимость от родителей;

  4. происходит физиологическая и психологическая подготовка к семейной жизни.

Психическую пубертатность психологи объединяют в несколько фаз. Первая из них − негативная, состоящая из трех элементов. Все начинается в 11−12 лет. Дети в это время драчливы, на замечания взрослых реагируют вяло. Им хочется играть в игры для детей старшего возраста, но как это делать, они еще понимают плохо (к компьютерным играм это не относится). Далее драчливость сменяется в настроении подростков беспокойством, тревогой. Малейшее внешнее влияние приводит их в возбужденное состояние. Они весьма нервны и раздражительны, плохо понимают, что с ними происходит. Они не удовлетворены собой, что часто переносится на отношение к окружающим и к миру. Подростки ощущают свое одиночество; их никто не понимает, они считают себя чужими даже для родителей, ближайших друзей. Именно в девятом классе такое негативное состояние у большинства учащихся достигает своего максимума. В это время подросток агрессивно защищается или же, наоборот, подвержен меланхолии и унынию.

Третья составляющая фазы приходится на конец школьного периода. В 10−11-х классах с подростками куда проще находить общий язык. Они вполне адекватно реагируют на замечания старших касательно недостатков их образования и т.д. Они вполне восприимчивы к окружающей жизни; учатся сопереживать, начинают понимать прекрасное. Но нас интересует именно девятый класс, а в это время находить общий язык с подростками, безусловно, можно, но очень трудно. Все изложенное выше классный руководитель должен хорошо понимать и разбираться во всех психологических тонкостях возраста, с которым он работает. В случае возникновения конфликтных ситуаций с преподавателями-предметниками он должен немедленно находить пути их преодоления. Улаживая конфликты, следует учитывать, что ни одна сторона не должна пострадать − ни интересы и самолюбие учащихся, ни самолюбие преподавателей.

В возрасте 14-15 лет подросток еще не стал взрослым, но прежние доминанты его поведения начинают меняться. Он начинает воспринимать себя как личность: у подростков появляется интерес к себе, к своему собственному «я»; меняются интересы, которые становятся шире и разнообразнее. Но негативная сторона изменения состоит в том, что для подростков становится свойственным и девиантное поведение (хулиганство, агрессия, протестное поведение), которое связано с тягой к неизвестному, рискованному и героическому.

Такое поведение определяется тем, что подросток занимает промежуточное положение между ребенком и – взрослым человеком. Этот период развития личности потому и называется переходным − подросток уже не принадлежит детству, но еще не принадлежит зрелости. Этим объясняется специфичность происходящих психических процессов, для которых типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний (уровень притязаний − это желаемые цели, которых обязуется достичь человек), нереальные цели, которые ставит перед собой подросток, и переоценка своих возможностей, одновременно повышаются застенчивость, агрессивность, склонность занимать крайние позиции и точки зрения.

Подростковый возраст традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости.

В психическом плане подростковый возраст – период становления нравственности подростка и открытия его «Я», обретения новой социальной позиции, а также период потери детского образа жизни, пора мучительно тревожных сомнений в себе и своих возможностях, поиски правды в себе и других. В это время у ребенка возникает потребность в знаниях общих признаков устройства мира, места человека в этом мире. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности (по Т.В. Драгуновой, Д.Б. Эльконину) становится «деятельность общения». Основной задачей подростка является усвоение социума, усвоение норм человеческих взаимоотношений. Причем эти знания не выучиваются, а приобретаются собственным опытом. Подростки реально воспроизводят то, что есть в современном обществе.

Возраст 12-15 лет – период бурного роста самосознания подростка, формирования его мировоззрения. Характерная черта его морально-психологического склада – формирование жизненных планов. В этот период возможно смешение в ее представлении целей и средств их достижений, противопоставление личных ожиданий общественному долгу.

Во внутреннем мире молодого человека происходит активное образование ценностных ориентиров, играющих весьма значительную роль в его общественном поведении. Ярко выраженной социальной чертой подростка является его предрасположенность к подражанию.

Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитания и самовоспитания (требует изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководстве со стороны учителей и окружающих его взрослых).

Психологи установили, что движущими силами психического развития в этом возрасте являются следующие противоречия:

Подростковый возраст – это возраст начала активного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, системы оценочных суждений. Именно в этом возрасте закладываются основы глубоких социальных чувств (например, патриотизм). Это накладывает отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер его познавательной деятельности, на формирование его позиции к окружающему, на взаимоотношения его с людьми. Развитие самосознания у подростка начинается с оценки им своего поведения, а затем своих моральных качеств, характера, своих способностей.

Центральным психологическим новообразованием у подростка является чувство взрослости, которое выражается в его отношении к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Ярко проявляется стремление к общению с товарищами, интерес к коллективу и общественной жизни, возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе, осознать, какие особенности его поведения и личности помогают или, наоборот, мешают ему быть на высоте предъявляемых требований.

По утверждению В.А. Сухомлинского, подростка характеризует растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми» явлениями отрочества. Кто-то удачно сравнил отрочество с перевалом. Подростку приходится не только овладевать «взрослыми» знаниями, «взрослыми» нравственными понятиями, но и искать себя. Трудный возраст – не потому, что нам хлопотно, а потому, что трудно им. Для подростка же он сам, собственная жизненная позиция – еще не опора, а цель поиска. Диспропорция противоречий духовного развития в отрочестве (непримиримость к злу, неправде, готовность вступать в борьбу с малейшим отклонением от истины – и неумение разобраться в сложности жизни; стремление к совершенствованию – и нелюбовь к тому, чтобы «воспитывали»; романтическая восторженность – и грубость, восхищение красотой – и ироническое отношение к красивому; учебные успехи – прежде всего способ самоутверждения).

Подростковая неуправляемость сочетается с удивительной гибкостью, пластичностью, их готовностью к переменам и открытостью для сотрудничества. Они чрезвычайно чувствительны не только к негативным влияниям социума, но и к культурным ценностям, определяющим в дальнейшим главные жизненные выборы – в области образования, в качестве личных отношений, социальных ориентаций, здоровья. На 14 лет приходится «расцвет» подростковой преступности, побегов из дома и употребление алкоголя и наркотиков, подростковые самоубийства (Г.А. Цукерман).

Д.И. Фельдштейн обращает наше внимание на устойчивую тенденцию подростка к самосостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно-полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива – от желания подростка показать, проявить себя, когда другие выступают лишь средством удовлетворения этого желания, до мотива принести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности.

У девочек с 13 до 19, у мальчиков с 14-22 – стадия духовного развития. По Шпрангеру главное новообразование этого возраста – открытия, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и её свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. Процесс этот идет изнутри во вне: от открытия Я к практическому включению в различные видя жизнедеятельности.

Для 14-17-летних главная проблема – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости. У 17-21-летних – «кризис оторванности», чувство одиночества. Бюлер выделяет две фазы: негативную и позитивную. Негативная фаза – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность и т.д. Это период метаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижение работоспособности. У девочек 11-13 лет, а у мальчиков 14-16 лет позитивная фаза выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости, он испытывает чувство любви, мечтает и т.п. Интерес к собственной личности чувство одиночества, проблема времени, поиск идеала, жажда любви.

Работа с трудными подростками. Трудные дети проявляются сразу. Первое, что бросается в глаза, − это их конфликтность с одноклассниками. Они ругаются, пихаются, затевают мелкие свары, иногда и прямо на уроке. Авторитет учителя для них мало что значит. К преподавателям они относятся с недоверием, а бывает, когда делают им замечания, то и с враждебностью. Родители тоже в это время жалуются, что дети их не слушаются и грубят им по любому поводу. Домашние задания такие подростки практически не делают − в лучшем случае перепишут у одноклассников. На уроке они невнимательны, несобранны, занимаются посторонними делами, мешают другим ученикам, часто громко комментируют слова учителя со своих мест, а когда получают замечания, начинают так же громко возмущаться.

Нужно научиться взаимодействовать с такими подростками, чтобы начать процесс перевоспитания. Это вполне возможно. Если серьезно заняться таким учеником, то из хулигана и двоечника в девятом классе можно сделать хорошиста и примерного паренька в одиннадцатом. Опытный педагог может привести множество таких примеров. Как это ни покажется странным, но автор считает, что перевоспитать мальчика значительно легче, чем девочку. Воз можно, потому что он сам лучше понимает психологию мужчин. Начинать работу нужно с изучения подростка, которое должно проходить в следующем порядке:

  1. выявление степени педагогической запущенности подростка;

  1. исследование состояния его внутреннего мира;

  1. изучение семьи и ее воспитательного потенциала

  2. неблагоприятные условия, которыми окружен подросток;

  3. выделение положительных сторон характера подростка (на них можно опереться в дальнейшем);

  4. оценка своих воспитательных возможностей и школьного потенциала.

Начните работу с исследования семьи подростка. Сходите к нему домой, познакомьтесь с родителями, поговорите с ними в спокойной домашней обстановке, посмотрите место или комнату, где живет ребенок: даже картинки, расклеенные на стенах, о многом скажут опытному педагогу. Если, например, там расклеены спортивные машины, значит, подросток любит автомобили, автоспорт и наверняка мечтает стать пилотом спортивного болида. В дальнейшем, во время его перевоспитания на этом можно сыграть. Это уже будет маленькая дорожка в его внутренний мир. Поинтересуйтесь, делает ли он по утрам зарядку, помогает родителям и в чем, заправляет ли сам свою кровать по утрам и как он это делает: аккуратно или кое-как. Это все маленькие кирпичики, из которых в дальнейшем можно построить хорошее крепкое здание.

Осмотрите обстановку в квартире: как живет семья, Iесть ли постоянное место у ребенка, где он мог бы заниматься уроками и другими своими делами. Не мешают ли ему при этом младшие дети, как относятся к нему родители: понимают ли те проблемы, с которыми он в данный момент столкнулся, или считают, что «битие определяет сознание».

Очень полезен постоянный контакт с родителями. Воспитание − процесс непрерывный, и, если его вести только в школе, толку от него будет немного. Для этого нужно инструктировать родителей, как им вести себя. Например, если подросток лентяй и гуляет целыми днями на улице, нужно закрепить за ним мелкие домашние дела: заставить заправлять постель, мыть посуду, делать уборку в своей комнате, ходить в магазин за продуктами и т.д. Это могут сделать только родители. Такая ненавязчивая «обязаловка» дома через какое-то время станет системой. Подросток привыкнет что-то делать, и это будет мотивацией к другим работам и занятиям. Меньше будет влияние «улицы».

Следующим этапом будет беседа с самим подростком. Выше я писал, как проводить такую беседу: она должна быть равноправной и исключительно благожелательной. Нужно суметь расположить к себе собеседника. Если не получилось, лучше перенести такую беседу на другое время. Начните беседу с того, что расскажите ему о своем детстве, о юношеских проблемах и трудностях, о счастливых днях. Уверяю вас, такой подросток будет обескуражен, и полоса недоверия или совсем пропадет, или станет едва заметной. Чаще всего после этого он заговорит с вами намного откровеннее, чем вы могли рассчитывать, и раскроет свой духовный мир, если он есть, расскажет, что его мучает и мешает жить. И тогда вы ему поможете. Посоветуете посещать кружок, соответствующий его личностным интересам, или спортивную секцию, или общественную организацию. У него появится цель в жизни, и он начнет меняться, хотя и не сразу. Сразу получается только в плохом кино и в сказках.

Может получиться и так, что у вас ничего не выходит. Родители − пьяницы, не занимающиеся своими детьми, а ребенок сидит в своеобразном «коконе», пробраться в который не получается. Тогда попытайтесь подключить к этому опытных педагогов своей школы, психолога. Посоветуйтесь с ними, как быть. Вот тут вам потребуется тестирование, чтобы хоть краешком глаза заглянуть внутрь такого подростка. Все вместе вы можете добиться положительных результатов.

Продолжать индивидуальную работу с конкретным трудным подростком нужно до тех пор, пока он не станет таким же, как учащиеся среднего уровня вашего класса. Часто очень талантливые люди оказываются трудными подростками. Если вы определили, что перед вами талант, то индивидуальную работу с таким подростком нужно продолжать все время, пока с ним приходится иметь дело.

Индивидуальное педагогическое воздействие, хотя и должно учитывать массу особенностей воспитуемого, сводится к весьма простым понятиям: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание. На последнем этапе воздействия на личность вы занимаетесь коррекцией воспитания подростка, закрепляете сформированные положительные качества его личности и окончательно избавляетесь от отрицательных. Вы должны научить подростка самоконтролю, самонаблюдению, самоанализу своих поступков и решений. Одновременно вы сами контролируете, анализируете, наблюдаете его деятельность и вносите коррективы в те моменты его поведения, которые далеки от идеала. В этом воспитательном марафоне вы выиграете, если научите подростка ценить и любить собственную жизнь, правильно использовать свое свободное время и оторвете его от влияния улицы. В противном случае все ваши воспитательные усилия окажутся тщетными − победит улица со всеми своими пороками.

Старшеклассник озабочен собственной внешностью. Когнитивные изменения происходят (по Пиаже) на уровне формальных операций. Склонность к самоанализу и самокритике; групповое «мы» часто авторитетнее всех прочих мнений. Лидеры таких групп оказывают сильное влияние на подростков, особенно так называемых трудных, которые в школе чувствуют себя изолированными и непризнанными. Дружба основана на самосознании, самораскрытии, понимании, искренности, интимности. Наблюдается рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я. Расширяется их временная перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я. Их самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Проблема смысла жизни «кем быть», «каким быть», утверждается мир нравственных понятий. Неуверенность в себе и снижение уровня самоуважения, что может сопровождаться невротическими симптомами, трудностями общения и вызывающим, отклоняющимся от нормы поведением.

Во все времена родителей волновал вопрос о том, как найти взаимопонимание с подростками. Они живут в одном доме, но не общаются, так как не могут понять друг друга.

Что поможет подростку быть откровенными с нами? Запомните: искренность, честность, правдивость вызовет в подростке эти же качества.

Подростку присуща робость и неуверенность в принятии решений. А мы, родители и воспитатели, вместо того, чтобы представить свободу выбора решения, поучаем, принуждаем, подавляем своим авторитетом. Как же, у нас за плечами опыт, мы не ошибаемся, мы всегда правы. И это уверенность в нашей правоте создает проблемы, не дает подростку преодолеть нерешительность… Потому что глубоко внутри они ведут постоянную борьбу со своей природой.

П

Когда нет внутренней борьбы и внутреннего раскола – это одно неделимое целое, - то перед вами совсем другой ребенок: сильный, решительный, смелый.

Ошо

одростков отличает сильное желание принадлежать к группе. Причина этого – молодость и боязнь одиночества. Они слишком чувствительны, поэтому вступают в любую доступную группировку. Их можно эксплуатировать, заставить совершить преступление, принимать, продавать наркотики. Всегда найдутся нечистоплотные люди, готовые возглавить подобные группировки. Именно по этой причине, не смотря на свою чрезмерную занятость, необходимо заботится о создании семейных традиций, которые будут интересны подростку.

В нашей семье отец брал сына в командировки на стройку. И сын, и дочь, в период школьных каникул работали. По выходным мы уезжали семьей на рыбалку. Отпуск проводили у дедушек и бабушек, где было время и отдохнуть на берегу Днепра, и помочь.

А занятия спортом (футбол, волейбол, лыжи, теннис) помогают разумно, с пользой для себя расходовать энергию, сохранить здоровый образ жизни.

Вам не нравиться как одет подросток? Не забывайте – это демонстрация протеста. Они хотят, чтоб их услышали, поняли их проблемы.