5.10. Диагностика воспитанности
Диагностирование воспитанности - это исследование учителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности.
Главная задача воспитательного диагностирования - установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.
На основе диагностирования разрабатываются:
• стратегия и тактика управления воспитательным процессом;
• программа воспитательных дел.
Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится, чтобы достичь заданного уровня определенных качеств.
Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы:
-
содержательные - связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;
-
оценочные - с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Существуют также:
-
общие критерии - для диагностики конечных результатов, то есть достигнутого ровня воспитанности личности. Отражают требования, зафиксированные в формулировке цели;
-
частные критерии - для анализа результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Отражают конкретные задачи воспитательного процесса.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:
-
связанные с выражением результатов воспитания во внешней форме - суждениях, оценках, поступках, действиях личности;
-
связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, - мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
С помощью практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, их мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам.
Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет решать две задачи:
-
диагностировать уровень развития требуемых качеств;
-
воспитывать эти качества.
Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформированных у него определенных качеств.
Выделяются следующие виды ситуаций:
-
проверочная;
-
воспитывающая;
-
контролирующая;
-
закрепляющая;
-
не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная;
-
не предусмотренная воспитателем, но помогающая.
В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а воспитатель может оценить, каков уровень их воспитанности: какой выход они найдут - таков их уровень.
4. Для регистрации результатов диагностики чаще других используется шестибалльная шкала. В ней:
-
три положительные оценки (+1, +2, +3) выражают степени моральной воспитанности;
-
три отрицательные оценки (-1, -2, -3) - степени моральной невоспитанности.
Педагог, проводя диагностирование, оценивает моральную воспитанность так:
• устойчивая готовность совершить моральный поступок: +3;
• стремление совершать положительные действия: +1;
-
понимание необходимости положительных действий: +1;
-
нейтральная позиция: 0;
-
готовность к отрицательным проявлениям: -1;
-
стремление к отрицательным действиям: -2;
-
антиобщественное поведение: -3.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности