logo

5.10. Диагностика воспитанности

Диагностирование воспитанности - это исследование учителя, которое дает ему информацию об уровне воспитанности класса в целом и каждого воспитанника в отдельности.

Главная задача воспитательного диагностирования - установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников, определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.

На основе диагностирования разрабатываются:

• стратегия и тактика управления воспитательным процессом;

• программа воспитательных дел.

Диагностирование помогает определить, сколько времени и усилий понадобится, чтобы достичь заданного уровня определенных качеств.

Критерии воспитанности - это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности. Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы:

Существуют также:

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на две группы:

С помощью практических методов диагностики изучаются представления воспитанников о нормах и правилах поведения, их мнения, суждения, оценки по всем другим интересующим воспитателя вопросам.

Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет решать две задачи:

Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаруживает некий уровень уже сформированных у него определенных качеств.

Выделяются следующие виды ситуаций:

В последнее десятилетие педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда дети вынуждены искать выход из них, а воспитатель может оценить, каков уровень их воспитанности: какой выход они найдут - таков их уровень.

4. Для регистрации результатов диагностики чаще других используется шестибалльная шкала. В ней:

Педагог, проводя диагностирование, оценивает моральную воспитанность так:

• устойчивая готовность совершить моральный поступок: +3;

• стремление совершать положительные действия: +1;