1.1. Характеристика процесса развития личности
Развитие - это процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
Результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа.
Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя изменения:
• морфологические;
• биохимические;
• физиологические.
Социальное развитие находит выражение в росте:
-
психическом;
-
духовном;
-
интеллектуальном.
Личностью человека называют, когда он становится носителем сознания и самосознания, готовым к преобразующей деятельности. Определяется личность мерой присвоения общественного опыта и мерой отдачи обществу.
Личностью становятся в процессе развития.
Процесс развития человека сложен, противоречив и длителен по времени. Его характерная особенность - диалектический переход количества изменений в качество всех характеристик личности.
Борьба противоречии - это двигатель, дающий энергию для постоянных преобразований и обновлений. Сам человек тоже состоит из противоречий. Различают противоречия внешние и внутренние, индивидуальные и общие (универсальные). Универсальны противоречия между потребностями человека и их удовлетворением, между организмом и средой, приводящие к изменению поведения, новому приспособлению организма.
Длительные исследования человеческого развития выявили следующую закономерность - развитие человека диктуется внутренними и внешними условиями:
• внутренние - это физиология и психика;
• внешние - окружение человека, среда.
Соотношение внутреннего и внешнего, субъективного и объективного различно в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.
Процесс и результаты человеческого развития детерминируются воздействием трех главных факторов:
-
наследственности;
-
среды;
-
воспитания.
Наследственность - отражение биологического, передача от родителей определенных качеств и особенностей.
Носители наследственности - гены (от греч. gеnоs - рождающий). Наука показала, что свойства организма зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Она включает детерминированную и переменную части, определяющие то общее, что делает человека человеком, и то особенное, что различает людей между собой. Детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода, видовые особенности - речь, прямохождение, мышление, деятельность. Родители передают детям внешние признаки: цвет глаз, волос, конституцию и т. д. Генетически запрограммированы группы крови, резус-фактор, сочетание различных белков и др.
Особенности нервной системы тоже относятся к наследственным свойствам. Они определяют особенности протекания психических процессов. По наследству передаются болезни крови, сахарный диабет, эндокринные расстройства, шизофрения. Пагубное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания.
Анализ проведенных экспериментов показывает, что наследуются не способности к определенной деятельности, а только задатки. Реализуются ли полученные задатки, зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребности общества, спроса на определенный продукт определенной деятельности.
Педагоги-идеалисты считают первопричиной интеллектуального неравенства людей биологическую наследственность. Но вместе с тем все педагоги признают, что бывает неблагоприятная наследственность для развития интеллекта.
Современная педагогика пытается создать равные условия для развития имеющихся у человека задатков. Зарубежные педагогические системы исходят из того, что воспитание должно следовать за развитием, помогая совершенствовать то, что заложено природой, приспосабливаясь к задаткам и способностям человека.
В западной педагогике утверждается, что нравственные качества наследственны. Отечественные специалисты начинают занимать позицию о генной обусловленности социального поведения.
Поскольку человек как биологический вид почти не изменился за всю известную людям историю, это доказывает неизменность человеческой природы, четкой генной программы человеческой сущности. Изменения могут происходить, если научатся вмешиваться в генный код.
Человек формируется как личность лишь в процессе социализации. Примеры "детей-маугли" - яркое тому подтверждение. Влияет на становление человека среда - социальная и домашняя.
Каждый человек развивается по-своему, влияние наследственности и среды на каждого индивидуально. Здесь много случайных факторов, которые невозможно учесть, их влияние может быть непредсказуемо.
Воспитание корректирует влияние среды и наследственности. Эффективность воспитания заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.
Воспитание развивает только те качества, которые опираются на природные задатки. Диалектика отношений развития и воспитания состоит в том, что, воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития.
Л.С. Выготский выделяет два уровня умственного развития:
-
уровень интеллектуального развития - самостоятельное выполнение заданий;
-
зону ближайшего развития - решение задачи с помощью взрослых.
Он вывел закономерность: цели и методы воспитания должны соответствовать уровню достигнутого развития ребенка и зоне его ближайшего развития.
Надо создать зону ближайшего развития, переходящую в "зону актуального развития". Личность формирует именно то воспитание, что ведет за собой развитие, ориентируясь на "созревающие" процессы.
На развитие действует еще один важный фактор - деятельность личности. Между результатами развития и интенсивностью деятельности - прямая связь.
Основные виды деятельности:
-
игра;
-
учение;
-
труд.
По направленности выделяется деятельность:
• художественная;
-
техническая,
-
познавательная,
-
гедоническая (несущая удовольствие) и др. Особый вид деятельности - общение.
Деятельность может быть активной и пассивной. Развитие возможно лишь при активной, эмоциональной деятельности.
Активность в обучении развивает коммуникативные способности, помогает быстрее осваивать социальный опыт, формирует отношение к действительности.
Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Трудовая активность помогает успешному формированию духовного мира личности.
У проявлений активности один источник - потребности. Задача воспитания - показать ребенку полезные направления активности, ослабив ложные.
В период интенсивного развития человека мотивы деятельности подвижны и переменчивы. Виды и характер деятельности должны оперативно меняться на разных возрастных уровнях.
Активность личности имеет избирательный характер. Личность развивается под воздействием тех влияний, которые выражают потребности человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности.
Диагностика - это способ получения опережающей информации об изучаемом процессе. Физическое развитие человека диагностируется при помощи нормативов, измеряющих степень развития общих и специальных качеств.
Духовное развитие диагностировать труднее, его методики пока несовершенны.
Для учителей главный интерес представляет диагностика умственной деятельности учащихся, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности. Самый распространенный метод - тестирование.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности