logo

3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников

Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в основных положениях, определяющих его общую организацию, содержание, формы и методы, то есть в принципах.

Принципы педагогического процесса:

• в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

Принципы организации педагогического процесса:

принцип обучения и воспитания детей в коллективе - один из фундаментальных принципов организации педагогического процесса. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

принцип преемственности, последовательности и систематичности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, учений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

Принципы управления деятельностью воспитанников:

принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников - поскольку педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу;

принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе - отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе;

уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему - важнейший принцип организации детской деятельности. Он вытекает из сущности гуманистического воспитания. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление;

принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

принцип согласованности требований школы, семьи и общественности - единство и целостность учебно-воспитательного процесса обеспечиваются тесным взаимодействием всех педагогических систем;

принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий – имеет большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников. Сущность параллельного действия состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания;

принцип доступности и посильности - обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности - возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей, подростков и юношей;

принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития - организующий принцип руководства деятельностью воспитанников. Реализация этого принципа связывается прежде всего с деятельностью памяти, но не механической, а смысловой. Только увязывание нового с ранее усвоенным, только введение новых знаний в структуру личностного опыта учащихся обеспечат их прочность.