4.2. Структура процесса обучения
Существует множество подходов к определению структуры процесса обучения. Так, Б. Т. Лихачев рассматривает содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса через систему воспитательных задач в процессе обучения профессиональной и внеучебной творческой деятельности обучающихся. Н. В. Басова под структурой учебного процесса понимает совокупность следующих звеньев:
-
Получение информации - 40% учебного времени. При этом выделяется постановка учебной задачи перед учащимися и изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;
-
Освоение информации - 40% учебного времени, что предполагает закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике;
-
Контроль информации - 5-10% учебного времени;
-
Коррекция процесса рассогласования с информацией - 10-15% учебного времени.
Здесь не в полной мере отражены содержание, научные основы, участники образовательного процесса, характер их взаимоотношений и т. д.
Наиболее системно, на наш взгляд, рассматривает структуру процесса обучения И. П. Подласый, который под внутренней целостностью структур понимает единство целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.
Систематизирующим началом образовательного процесса является социальный заказ на подготовку специалистов. Он формируется как на федеральном, так и на региональном уровне. В социальном заказе отражаются потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, требования к уровню их профессиональной компетентности, квалификационная характеристика (модель) специалиста и др.
Модель специалиста находит свое отражение в законах и положениях о конкретной системе труда, в квалификационных характеристиках и требованиях государственного образовательного стандарта и других нормативных документах.
На основе модели специалиста субъекты процесса обучения строят целеполагание и мотивацию совместной деятельности по реализации социального заказа на подготовку профессионалов.
Следует обратить внимание на то, что студенты и слушатели в нашей схеме отражены как равноправные субъекты процесса обучения. Объектом в данном случае будет выступать совместная с преподавателем учебная и научно-педагогическая творческая деятельность, в том числе педагогические технологии, охватывающие как обучение, воспитание и развитие, так и самообучение, самовоспитание и самосовершенствование конкретного человека.
Важную роль в структуре процесса обучения играют характер взаимодействия субъектов обучения и взаимосвязи всех структурных элементов, научный анализ результатов процесса обучения и его коррекция.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности