logo

4.2. Структура процесса обучения

Существует множество подходов к определению структуры процесса обучения. Так, Б. Т. Лихачев рассматривает содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса через систему воспитательных задач в процессе обучения профессиональной и внеучебной творческой деятельности обучающихся. Н. В. Басова под структурой учебного процесса понимает совокупность следующих звеньев:

  1. Получение информации - 40% учебного времени. При этом выделяется постановка учебной задачи перед учащимися и изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению;

  2. Освоение информации - 40% учебного времени, что предполагает закрепление и применение знаний, умений и навыков на практике;

  3. Контроль информации - 5-10% учебного времени;

  4. Коррекция процесса рассогласования с информацией - 10-15% учебного времени.

Здесь не в полной мере отражены содержание, научные основы, участники образовательного процесса, характер их взаимоотношений и т. д.

Наиболее системно, на наш взгляд, рассматривает структуру процесса обучения И. П. Подласый, который под внутренней целостностью структур понимает единство целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Систематизирующим началом образовательного процесса является социальный заказ на подготовку специалистов. Он формируется как на федеральном, так и на региональном уровне. В социальном заказе отражаются потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, требования к уровню их профессиональной компетентности, квалификационная характеристика (модель) специалиста и др.

Модель специалиста находит свое отражение в законах и положениях о конкретной системе труда, в квалификационных характеристиках и требованиях государственного образовательного стандарта и других нормативных документах.

На основе модели специалиста субъекты процесса обучения строят целеполагание и мотивацию совместной деятельности по реализации социального заказа на подготовку профессионалов.

Следует обратить внимание на то, что студенты и слушатели в нашей схеме отражены как равноправные субъекты процесса обучения. Объектом в данном случае будет выступать совместная с преподавателем учебная и научно-педагогическая творческая деятельность, в том числе педагогические технологии, охватывающие как обучение, воспитание и развитие, так и самообучение, самовоспитание и самосовершенствование конкретного человека.

Важную роль в структуре процесса обучения играют характер взаимодействия субъектов обучения и взаимосвязи всех структурных элементов, научный анализ результатов процесса обучения и его коррекция.