logo

4.7. Принципы обучения

Понятие «принцип» происходит от латинского «principium» - начало, основа. По своему происхождению принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики, они возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер. Именно поэтому принципы становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. Они охватывают все его стороны и придают ему целеустремленное, логически последовательное начало.

Однако принципы носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога с различной степенью полноты и точности. Незнание принципов, нежелание следовать их требованиям, неправильное их понимание не отменяют их существования, но делают весь процесс обучения ненаучным, противоречивым и малоэффективным. Именно этим в значительной степени объясняются многие недостатки в обучении. Следовательно, соблюдение принципов обучения выступает элементом педагогической культуры руководителя, важнейшим условием эффективности процесса обучения. Принципы обучения - это наиболее общие руководящие положения, в которых отражены основные стороны закономерностей и выражены требования к содержанию, организации и методике обучения.

Современная отечественная дидактика выделяет следующую систему принципов обучения:

• социальная обусловленность и научность обучения;

• практическая направленность подготовки;

• целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении;

• доступность и высокий уровень трудности обучения;

• сознательность, активность и мотивированность обучаемых;

• прочность овладения компонентами профессиональной компетентности;

• дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

• комплексность и единство обучения и воспитания.

Принципы обучения учитывают рекомендации различных наук и эффективной практики, связанные в своеобразную систему: выводы науки и требования современного производства, рекомендации политологии и социологии, психологии и физиологии; опыт и теоретические рекомендации воспитательной работы. Взятые в своем единстве, принципы обучения определяют все стороны учебного процесса как системы - содержание, организацию, методику и общую направленность.

Социальная обусловленность и научность обучения определяет необходимость соблюдения в подготовке персонала требований государства, общества. Кроме того, это положение позволяет совершенствовать процесс обучения в соответствии с образовательной концепцией, принятой в обществе. Реализация его положений в практике обеспечивается путем соблюдения ряда педагогических требований:

1. При организации обучения осуществлять научно-обоснованный подход к отбору учебного материала; в ходе занятий и учений рассматривать все явления в развития и взаимосвязи, видеть закономерности и противоречия учебного процесса, пути его совершенствования; излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники.

  1. Тесно связывать учебный процесс с жизнью страны, с повседневной практикой.

  2. Постоянно заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий, воспитывать в процессе обучения качества гражданина своей страны.

  3. Добиваться научной организации занятий, проявлять нетерпимость к недостаткам в учебном процессе; не допускать его подмены различными второстепенными мероприятиями. На практике все эти требования проявляются в единстве и тесно взаимосвязаны. Их нельзя отделить друг от друга: соблюдать одни и пренебрегать другими; использовать выборочно, на свой вкус.

Принцип практической направленности подготовки ориентирует на подготовку тому, что необходимо в практической деятельности специалиста. Он определяет содержание обучения и его условия, придает обучению практическую направленность, обеспечивает его связь с прошлым опытом и современным уровнем развития производства.

Принцип практической направленности подготовки предъявляет к обучению следующие требования:

  1. Добиваться понимания и усвоения всеми обучаемыми сущности, характера и особенностей профессии, обучать в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

  2. Учить слушателей не только профессиональному владению специальностью, но и умелому использованию автоматизированных средств управления и связи, применению электронно-вычислительной техники, максимально приближать учебную обстановку к реальной, обучать, не допуская упрощений и послаблений.

  3. Строго соблюдать дисциплину учебного процесса: отбор содержания обучения и последовательность тем различных предметов подготовки; технологию овладения знаниями, навыками и умениями; объективные критерии оценки уровня подготовленности каждого специалиста и коллектива в целом. Гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные и добиваясь профессионального овладения каждым обучаемым своей специальностью.

4. Внимательно следить за развитием передового опыта обучения и воспитания в стране за рубежом; изучать историю и опыт педагогики.

Принцип целеустремленности, системности и последовательности обучения определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Основ предназначение подготовки, задачи практической деятельности, необходимость формирования профессиональной компетентности специалистов. Овладевать различными ее компонентами можно лишь тогда, когда учебный материал изучается в определенной системе. Систематизированные знания необходимы человеку для успешной деятельности при выполнении им своих профессиональных обязанностей, но получать их можно только при строгой логической последовательности изложения учебного материала, комплексировании различных изучаемых предметов, четкой организации внутрипредметных и межпредметных содержательных и методических связей. Специалистам для практической деятельности необходимы не отрывочные знания по той или иной теме, не просто хорошо усвоенные сведения того или иного раздела, предмета подготовки, а комплекс профессиональных знаний, который бы выполнял роль специфического метода в их практической работе.

Данный принцип предполагает реализацию педагогом ряда взаимосвязанных дидактических требований:

  1. В процессе обучения руководствоваться всеми планирующими документами (учебными планами, программами, расписанием занятий), строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения, тесно связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий при выполнении функциональных обязанностей.

  2. Хорошо знать содержание не только данной темы, но и предыдущих и последующих, всей учебной дисциплины, видеть взаимосвязи их частей; изучая материал по частям, учитывать, что уже усвоено по конкретной теме, разделу, курсу, предмету; не переходить к изучению последующих тем до тех пор, пока не будут усвоены предыдущие.

  3. Выделять в изучаемом материале главное, формулировать и раскрывать общую цель и замысел каждой темы, раздела, курса в целом; направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельному анализу и обобщению фактов, самоконтролю и самокоррекции.

  4. Систематически руководить самостоятельной работой обучаемых, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учебы, стимулировать стремление к постоянной работе с полным напряжением сил.

Принцип доступности и высокого уровня трудности обучения определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучаемые сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты с учетом собственных реальных способностей и одновременно ориентируются на высокую отдачу и напряжение сил конкретного обучаемого. Принцип уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного - к более трудному; от сложного - к более сложному. Опыт показывает, что при правильном соблюдении данного принципа уровень трудности для людей постоянно изменяется: то, что вчера было недоступно для обучаемых, сегодня становится доступным; то, что недоступно сегодня, будет доступным завтра.

От педагога данный принцип требует соблюдения следующих дидактических правил:

1. Обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учетом интеллектуальных возможностей обучаемых; хорошо знать уровень их подготовки, степень умственного и физического развития, состояния здоровья и самочувствия; осуществлять постоянную заботу о соблюдении правил доступности в обучении, ориентируясь при этом на наиболее подготовленных учащихся.

2. Воспитывать сознательное отношение к преодолению реальных трудностей подготовки, развивать дух состязательности и организовывать соревнование в процессе обучения; поощрять наращивающих успехи в учебе, настойчиво овладевающих мастерством и оказывать им индивидуальную помощь; вести дополнительные занятия с отстающими в учебе, внушать им уверенность в своих силах.

  1. Создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил, осуществлять строгий контроль за соответствием учебного материала времени, отводимому на его изучение.

  2. Обеспечивать основательную теоретическую и практическую подготовку каждого педагога, привлекаемого к проведению занятий, развивать у них педагогическую культуру, творческий стиль педагогической деятельности.

Реализации принципа доступности и высокого уровня трудности способствует достаточная наглядность обучения. Это требует от преподавателя прежде всего обеспечивать соответствие применяемых средств наглядности целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия, используя их не только при изложении нового материала, но и при повторении усвоенных знаний, сформированных навыков и умений, при самостоятельной работе по их совершенствованию; обеспечивать доступность средств наглядности.

Кроме того, важно применять средства наглядности творчески и методически грамотно, тогда, когда их использование педагогически целесообразно и необходимо; не следовать за «модой» на наглядность; управлять процессом усвоения учебного материала; использовать наглядность при изложении конкретного вопроса темы.

Наконец, это указывает на то, чтобы руководитель занятия обеспечивал высокий эстетический уровень средств наглядности, добиваясь, чтобы эти материалы были яркими и доступными, разнообразными и конкретными, чтобы они обеспечивали комплексное отражение учебного материала.

Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых определяет позицию и отношение обучаемых к участию в педагогическом процессе.

Сознательность в обучении - это понимание обучаемыми сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний, их позитивное отношение к обучению. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности.

Активность обучаемых - это их интенсивная умственная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применения знаний, сформированных навыков и умений. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, навыков и умений.

Мотивированность обучаемых - это их заинтересованность в повышении профессиональной компетентности и общей культуры. При этом обеспечивается самостоятельное, активное продвижение к вершинам мастерства, ориентируясь на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю. Причем организация учебно-познавательной деятельности и руководство ею со стороны педагога ориентируется на их творческое участие в учебном процессе. Данный принцип требует соблюдения следующих педагогических правил:

  1. Добиваться понимания каждым значимости учебы в целом, целей и задач учебного предмета, каждого занятия, показывать взаимосвязь их содержания с содержанием предыдущих занятий; формировать осознанное позитивное отношение обучаемых к учебному процессу, вызывать интерес и любознательность к изучаемому материалу.

  2. Развивать творческие основы учебного процесса, сочетая традиционные подходы с инновационными решениями; поддерживать активность и творческие начинания обучаемых; стимулировать мотивацию профессионального совершенствования; создавать условия, укрепляющие престижность результативной профессионализации.

3. Вооружать обучаемых методами и приемами самостоятельного приобретения новых знаний, навыков и умений, обучать их передовой технике личной работы и познавательной деятельности, ориентированной на свои индивидуальные особенности и их развитие; способствовать творческому и самостоятельному использованию полученных знаний в практической деятельности, способствовать взаимообучению.

4. Повышать ответственность обучаемых за приобретение знаний, навыков и умений, их качество и совершенствование; повышать престиж профессиональной компетентности.

Принцип прочности в овладении компонентами профессиональной компетентности.

Для решения практических задач обучаемым нужны не просто знания, а целостный комплекс взаимосвязанных компонентов профессиональной компетентности - знания, навыки, умения, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты, имеющие достаточную прочность для их использования в практике. Чем они прочнее, тем быстрее и основательнее люди овладевают новым учебным материалом. Данный принцип предполагает соблюдение следующих педагогических требований.1. Обеспечивать медленные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, постепенно сокращая сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий; осуществлять постоянную тренировку в начальной стадии выработки навыков и умений при неизменных условиях, а по мере их автоматизации и в изменяющихся условиях. Обеспечивать установку на длительное запоминание учебного материала, опираясь на все виды памяти и способы запоминания; стимулировать работу обучаемых, обучать их правилам и приемам самообучения и взаимообучения; осуществлять процесс обучения в условиях максимального приближения к реальной практике за счет моделирования ситуаций, включая человека во все виды практической деятельности. Побуждать обучаемых к осознанному усвоению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, разумный контролируемый риск, проявленные ими в целях повышения своего профессионального мастерства и овладения профессией. Осуществлять постоянную подготовку преподавателей, привлекаемых к проведению занятий; использовать знания, навыки и умения, опыт и мастерство передовых специалистов. Данный принцип определяет такую организацию и методику процесса обучения, при которой основное внимание уделяется формированию у обучаемых установки на запоминание, используются механизмы произвольного и непроизвольного запоминания, в том числе из-за счет систематического повторения и применения на практике полученных знаний, навыков и умений.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении определяет организацию групповых учебно-познавательных действий на занятиях по различным предметам подготовки, в тесном сочетании с индивидуальным подходом в процессе обучения.

Данный принцип предполагает реализацию педагогом следующих требований.

1. Систематически изучать людей, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения, учитывать их интеллектуальные и физические способности и организовывать учебный процесс в строгом соответствии с ними; постоянно контролировать учебную деятельность каждого.

2. Требование дифференцированного и индивидуального подхода в обучении отражает сущность процесса индивидуализации, который может быть реализован посредством использования различных форм; создания групп усиленной подготовки; проведения дополнительных индивидуальных занятий по усложненной программе; составления индивидуальных планов подготовки; предоставления самостоятельного выбора форм обучения и пр.

  1. Развивать индивидуальные способности каждого обучаемого в интересах формирования и сплочения коллективов, создавая в коллективе положительный социально-психологический климат.

  2. В процессе обучения опираться на воспитательные и дидактические возможности коллектива (взаимопомощь, состязательный обмен опытом, взаимообучение, взаимную требовательность и контроль и другие), для повышения качества как подготовки отдельных специалистов, так процесса обучения в целом.

Комплексность и единство обучения и воспитания предполагает обязательность осуществления целостного педагогического процесса. Педагог, выступая его организатором, добивается усиления воспитующего характера подготовки. Комплексный характер, единство обучения и воспитания достигается усилиями всех его участников - обучающих, обучаемых, воспитателей и воспитуемых. Это предполагает также взаимосвязанное эффективное использование средств и инструментария обучения и воспитания. Важную роль здесь призвано сыграть социально-психологическое сопровождение педагогического процесса.

Итак, являясь определяющими в организации и методике обучения, указанные принципы служат ориентирами для реализации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающего. На их основе обеспечивается сознательное, творческое отношение обучаемых к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения; создаются оптимальные условия для обучения. Все это находит воплощение в конкретных методиках при проведении занятий.

Принципы обучения специфически проявляются в деятельности педагогов, в различных видах и формах учебных занятий, обусловливая особенности каждого их них. Требования системы принципов обучения нельзя рассматривать как алгоритм, как нечто застывшее, неизменное, вечное. Они находятся в постоянном развитии. Исследуются возможности введения новых принципов обучения, методика реализации их требований в практической деятельности педагога. Знания дидактических принципов, реализация на практике системы их требований и правил является важным показателем уровня развития педагогической культуры, критерием педагогического профессионализма.

И, наконец, необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания. Опора только на принципы обучения при игнорировании требований принципов воспитания может привести к переходу педагога на позиции «натаскивания» обучаемых в узкой сфере. Игнорирование же требований принципов обучения в воспитании может привести к словесному «морализаторству» без практической подготовки специалиста. Именно взаимосвязь принципов обучения и принципов воспитания придает учебному процессу воспитывающий характер, развивает обучаемых, обеспечивает их психологическую подготовку к профессиональному выполнению служебных обязанностей.