logo

1.1. Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении. Само слово "педагогика" имеет несколько значений. Под ним подразумевают не только педагогическую науку, но и педагогику как искусство, педагогику как систему деятельности, проектирующуюся в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Также педагогику определяют как науку, изучающую особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.

Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности.

Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда). Везде, где это есть, педагогика в состоянии принять конструктивное участие в совершенствовании дела и улучшить его по вопросам своей компетенции.

Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (которая является объектом психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.

Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

По традиции, идущей из глубины веков, предметом педагогики считается воспитание как подготовка растущего человека к жизни в обществе.

Однако по мере развития педагогической теории возникла необходимость конкретизировать содержание предмета.

В настоящее время принято считать, что предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса (И.Ф. Харламов). Указанное определение предмета педагогики заключает в себе не только формально-теоретический, но и содержательно-практический критерий, связанный с педагогическим процессом, осуществляемым преимущественно в специальных воспитательных учреждениях лицам, профессией которых являются обучение и воспитание.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом – это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном, или объяснительном - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся; установление условий и причин, их обеспечивающих;

прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

проективный - разработка соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный или регулятивный" (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

рефлексивный и корректировочный - оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи педагогической науки подразделяются на постоянные и временные.

Постоянные задачи:

• вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами;

• изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

• прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики; взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практические центры, лаборатории и объединения).

Временные задачи (разработка стандартов, учебников, концепций и программ) возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных творческих коллективов или групп.

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют органической связи педагогики с другими науками. Педагогика развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи

• с философией - связь наиболее длительная и продуктивная, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепции и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием;

• с психологией - наиболее традиционная. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможно учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги;

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита связь педагогики с социальной психологией, которая изучает взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и особенности психического склада людей, находящихся в разных социальных условиях.

• с социологией - эти связи также относятся к числу традиционных, так как и та, и другая науки озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах;

• с политологией - обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок;

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро развивающаяся область знания, которая получила название теории управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие закономерности управления сложными динамическими системами. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой, своими специфическими закономерностями, которые кибернетике недоступны.

Ведя речь об образовательно-воспитательных системах, процессах, сферах, пространстве необходимо упорядочить, структурировать информацию о них. Структурная иерархия знания, относящегося к педагогической сфере, традиционная для советской педагогики (общая педагогика, дидактика, теория воспитания) не подходит для этих целей в современных, изменившихся условиях. Представления о структуре педагогических знаний, характерные для западной научной школы, не совсем адекватны сложившимся отечественным традициям.

В английском языке термин “educational sciences “ (педагогические науки) не нашел широкого применения и более широко используется словосочетание “educational resеarch “ (педагогические исследования). Дело не просто в терминологических различиях или трудностях перевода, так как само выражение “педагогические науки “ известно в англоязычных странах давно благодаря Герберту Спенсеру, написавшему в 1861 г. книгу “Педагогика как наука”. Разумно было бы предположить, что из-за огромного объема научных публикаций в англоязычных странах предпочтение отдается обсуждению результатов исследований, а не мировоззренческим проблемам, связанным с правомерностью названия и самого существования педагогических наук как таковых.

Что касается термина “педагогика”, то он также не получил широкого распространения в английском языке. Соответствующая словарная статья отсутствует в “ Британской Энциклопедии “ (Encyclopaedia Britanica), а индекс отсылает читателя к статьям “Обучение”, “Искусство как средство воспитания”, “Философия образования” и “Социальные аспекты образования”. Отсутствует такая статья и в “Международной энциклопедии образования” (International Encyclopedia of Education, 1985, 1989). В то же время французская “Универсальная энциклопедия “ (Encyclopaedia Universalis, 1985) посвящает этой теме 15 страниц и 4 статьи.

Во франкоязычных странах термин “sciences de l’education” (науки об образовании) утвердился в последние десятилетия и постепенно вытесняет термин “pedagogie” (педагогика). Аналогичные изменения происходят в испано- и португалоязычных странах. Термин “педагогика”, по-видимому, более прочно укрепился в немецком, в меньшей степени в итальянском языке. Но споры между сторонниками педагогической науки в единственном числе (Ersiehungswissenschaft) и педагогических наук во множественном числе (Ersienhungswissenshaften) не затухают.

Во франкоязычных странах дискутируется само содержание “наук об образовании”: область приложения нескольких дисциплин; комплекс смежных отраслей, сохраняющих неразрывные связи с дисциплиной- прародительницей, или же полноправная самостоятельная наука. Ограничительная концепция, преобладающая в настоящее время во Франции, выделяет дидактику из сферы наук об образовании и противопоставляет их педагогике. Термин “didaktik” заимствован из немецкого педагогического вокабуляра и означает знание взаимосвязи между содержанием обучения, учащимися и учителями. Постепенно множественное число “didactiques” вытесняет единственное, как бы подчеркивая, что конкретное содержание каждого предмета так же значимо, как и способ презентации того или иного конкретного знания.

Таким образом, пройдя длительный путь развития, общая педагогика, в структуре европейского научного знания стала либо философией образования, либо социологией образования, либо социальной психологией образования. С другой стороны, специальная педагогика превратилась в дидактику. Эти различные области, к которым следует добавить историю педагогики, когнитивную психологию и психосоциологию, объединены под названием “науки об образовании”.

Следовательно, можно констатировать, что в рамках западной научной школы в течение последнего столетия произошел существенный пересмотр позиций, связанных с педагогической наукой. Возникло множество самых разнообразных и разноплановых наук, относящихся к сфере образования. Как видно из приведенного обзора, такая наука как педагогика фактически потеряла свой предмет и утратила свою значимость и свое место как отрасль научного знания. Однако и в других своих названиях науки об образовании связаны исключительно с образовательной сферой. Куда же исчезло понятие “воспитание”?

Дело в том, что процессы воспитания практически выключены из европейских институциональных образовательных структур. Поэтому воспитание не выделяется (на уровне государственной политики) в качестве структурного звена в работе образовательных учреждений. Сам же феномен “воспитание” конечно, подвергается исследованию и изучению. Но исследуется он в двух практически мало связанных между собой направлениях. Первое направление рассматривает процесс воспитания либо в плане роста и развития человека вообще (педагогическая антропология), либо в плане определения его смысла, целей, социальных ориентиров и т.д. (философия воспитания). Второе направление имеет своей целью исследование и доведение до уровня практических рекомендаций способы и приемы межличностного взаимодействия взрослых с детьми разного возраста (детская и возрастная психология, психология общения); а также группового взаимодействия и взаимодействия с группой (социальная психология, социальная психология воспитания).

Таким образом, науки, связанные с воспитанием, также теряют свой предмет в ареале научной области, определяемой как “педагогика” и становятся либо философией воспитания, либо практической психологией воспитания.

В нашей стране, как известно, сложились иные подходы к воспитанию и образованию. На уровне государственной политики, традиционно, образовательные учреждения отвечали и отвечают не только за осуществление процессов образования, но и за воспитание детей в рамках этих учреждений. А такая наука как педагогика не только не утратила своего прежнего значения, но можно даже говорить о повышении ее статуса и рейтинга в ряду гуманитарных и социальных дисциплин. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что " педагогика " как учебная дисциплина с 1995 года включена в обязательный гуманитарный образовательный стандарт вузов.

Хотя нельзя исключить и того, что изоляция советской педагогической науки от мировой в течение нескольких десятилетий просто затормозила тенденции "размывания" педагогической науки, наблюдающиеся в западном научном мире. Очевидно, эти тенденции скажутся в скором времени и на состоянии российской педагогической науки.

В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Наиболее употребляемыми сегодня классификациями педагогических наук являются следующие отечественные классификации:

По структуре:

· История педагогики включает в себя изучение истории развития педагогических идей и историю развития образовательных систем в разных странах и у разных народов;

· Теория педагогики включает в себя следующие основные разделы:

- общую педагогику – раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методологию и методику педагогического исследования;

- теорию образования и обучения (дидактику) - раздел педагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;

- теорию воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структурные элементы;

- теорию организации и управления в системе образования – раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательными процессами, направленный на повышение их эффективности;

· Частные методики включают в себя методики обучения различным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.

По возрастному и предметному признаку:

· Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ребенка;

· Школьная педагогика – одна из самых разработанных научных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучением проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов;

· Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей системы профессионального образования и переподготовки кадров;

· Педагогика высшей школы – отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы;

· Производственная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов овладения производственными умениями и навыками;

· Военная педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям;

· Космическая педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям;

· Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом конкретных условий социальной среды. Термин введен немецким педагогом А. Дистервегом в ХIХ в.;

· Сравнительная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных критериев. Термин введен в конце ХVIII в. французским исследователем Жюльеном Парижским;

· Этнопедагогика - отрасль педагогики, занимающаяся исследованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания;

· Геронтопедагогика – отрасль педагогики, исследующая особенности старческого периода жизни человека с точки зрения возможностей образования и воспитания людей пожилого возраста.

По ценностно-смысловому признаку:

· Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) – направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Ребенок в этой педагогике – «предмет воспитания», «объект воздействия»;

· Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) – направление в современной теории и практике обучения и воспитания, возникшее в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в США как воплощение идей гуманистической психологии К. Роджерса. В основе этой педагогики – мотивация, интерес, потребности ребенка;

· Педагогика права – новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны;

· Педагогика православная – педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в традициях православного христианства;

· Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х годов ХХ столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода;

По коррекционно-развивающему признаку:

· Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические дефекты:

- Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих;

- Тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;

- Олигофренопедагогика – проблемы умственно отсталых детей;

- Логопедагогика – исправление речевых дефектов;

· Коррекционная педагогика:

- исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;

- кондуктивная педагогика ориентирована на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин введен венгерским ученым Пето;

- лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В.П.Кащенко;

- превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи;

- реабилитационная педагогика разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

· Педагогика особой одаренности – сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми.