Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
Совершенно необходимыми, хотя и недостаточными условиями того, чтобы информация была воспринята, являются определенные требования к сигналам, посылаемым к органам чувств. Они должны быть:
-
достаточно интенсивными;
-
четкими;
-
не искаженными;
-
соответствующими характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия.
Восприятие читаемой информации зависит от:
-
удобочитаемости текста;
-
расположения его. Например, текст на странице, напечатанный в узкий столбик, считывается медленнее, чем тот же текст, напечатанный более широким планом. Американские психологи определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут левый верхний угол доски (28%), правый нижний (23%) и левый нижний углы (16%);
-
цвета бумаги;
-
способа печати;
-
цветового фона. Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне.
Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.
Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.
Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты.
Исследования показали, что:
-
человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме;
-
25% - в зрительной;
-
если же оба способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения.
При чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8 - 10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители); к тому же через каждые 5-10 сек. мозг "отключается" на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации.
Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности.
По данным нейропсихологов:
• 48% людей мыслят логическим путем;
• 52% - образным;
• 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению;
• 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории:
-
одни мыслят теоретически;
-
другие - эмпирически.
Эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.
Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, ожиданий воспринимающего.
Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности