logo

Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе

Совершенно необходимыми, хотя и недостаточными условиями того, чтобы информация была воспринята, являются определенные требования к сигналам, посылаемым к органам чувств. Они должны быть:

Восприятие читаемой информации зависит от:

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти.

Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты.

Исследования показали, что:

При чтении информация воспринимается лучше, чем со слуха. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8 - 10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители); к тому же через каждые 5-10 сек. мозг "отключается" на доли секунды от приема информации, именно поэтому требуется повторение одной и той же информации.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности.

По данным нейропсихологов:

• 48% людей мыслят логическим путем;

• 52% - образным;

• 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению;

• 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории:

Эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников и студентов.

Восприятие материала зависит от готовности восприятия его определенным образом, ожиданий воспринимающего.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект, осуществляющий вероятностный прогноз. Чем меньше слушатель ждет того или иного сигнала, тем большая четкость требуется от этого сигнала, чтобы он был принят неискаженным.