5.2. Цель и задачи воспитания
Цель воспитания - определяющая характеристика воспитательной системы. Цель выражает общую устремленность воспитания. Это будущее, на достижение которого направляются главные усилия.
Любое воспитание всегда целенаправлено.
История педагогики - длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания. Из этого следует, что они не являются раз и навсегда заданными; не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов - цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
В современной педагогике цель воспитания рассматривается как система целей с определенной иерархической структурой:
• общая цель воспитания;
• цель воспитания детей определенного возраста;
• цель воспитательной деятельности учебно-воспитательного заведения;
• цель изучения отдельной учебной дисциплины, проведения воспитательной работы определенной направленности;
• воспитательные цели отдельных занятий или мероприятий.
Наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Таким образом, можно сформулировать, что наивысшая цель воспитания - это всестороннее гармоническое развитие личности.
В настоящее время цели воспитания и осуществляющие их воспитательные системы весьма многообразны. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.
Т.А. Ильина рассматривает три вида целей:
-
общая, или генеральная цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности (указывает общее направление деятельности всех учебно-воспитательных учреждений общества, характер педагогической деятельности вообще);
-
педагогические цели на определенном этапе формирования личности;
-
оперативные цели, которые ставятся при проведении отдельного урока или воспитательного мероприятия.
Сегодня в главную цель средней общеобразовательной школы входит стремление:
-
способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
-
всемерно раскрывать ее творческие возможности;
-
формировать гуманистические отношения;
-
обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но что считать добродетелью - по этому вопросу их мнения расходились:
-
Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств;
-
Аристотель писал о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
По мнению Я. А. Каменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей:
-
познание себя и окружающего мира (умственное воспитание);
-
управление собой (нравственное воспитание);
-
стремление к Богу (религиозное воспитание).
Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания - сформировать джентльмена, человека, "умеющего вести дела мудро и предусмотрительно".
К. Гельвеции, французский материалист утверждал, что в основу воспитания должна быть положена "единая цель". Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.
Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.
И. Песталоцци, швейцарский педагог-демократ говорил, что цель воспитания - развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить "гармоническое развитие сил и способностей человека".
Немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды на воспитание и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.
Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.
Великий русский педагог К.Д Ушинский писал: "Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания".
Цель воспитания как система распадается на составные части - общие и конкретные задачи.
В отечественной педагогике цель воспитания включает задачи традиционные и современные.
Традиционные задачи:
-
воспитание умственное (интеллектуальное);
-
физическое;
-
трудовое и политехническое;
-
нравственное;
-
эстетическое (эмоциональное).
Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве важных отдельных задач воспитание школьников:
• экономическое;
• экологическое;
• правовое.
Вышеперечисленные задачи настолько обширны, что составляют отдельные пласты педагогической теории и практики.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности