logo

3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс

В реальном педагогическом процессе очевидна общность процессов обучения и воспитания: процесс воспитания осуществляет функцию обучения, а процесс обучения невозможен без воспитания.

Они реализуют в единстве три основные функции:

воспитательную;

Однако процессы обучения и воспитания имеют свои специфические особенности. С точки зрения Л.С. Выготского:

• обучение идет впереди развития;

• развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.

Обучение и воспитание человека выполняют определенные доминирующие функции в формировании личности:

Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности:

процесс обучения непосредственно формирует сознание личности, а через него - и другие личностные параметры человека,

процесс воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям и влияет на поведение личности.

Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности:

В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания:

Процесс обучения, как правило, протекает в строго сформированной учебной группе, единой аудитории, по определенному учебному плану, строго очерченным программам.

Процесс воспитания в академических условиях не столь строго регламентирован; он имеет лишь рекомендательное, примерное содержание и протекает в ходе общественной, политической, культурно-досуговой, спортивной, художественной, служебной деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами учебного коллектива и каждого обучающегося. В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя учитывать при организации этого процесса.