3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
В реальном педагогическом процессе очевидна общность процессов обучения и воспитания: процесс воспитания осуществляет функцию обучения, а процесс обучения невозможен без воспитания.
Они реализуют в единстве три основные функции:
-
образовательную;
• воспитательную;
-
развивающую.
Однако процессы обучения и воспитания имеют свои специфические особенности. С точки зрения Л.С. Выготского:
• обучение идет впереди развития;
• развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса.
Обучение и воспитание человека выполняют определенные доминирующие функции в формировании личности:
-
в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий соответствующих умений и навыков;
-
в содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, ценностных ориентации, установок, мотивов, способов и правил поведения.
Оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности:
• процесс обучения непосредственно формирует сознание личности, а через него - и другие личностные параметры человека,
• процесс воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям и влияет на поведение личности.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности:
-
обучение преимущественно влияет на интеллектуальную сферу;
-
воспитание - на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Благодаря этому:
-
процесс обучения выступает в роли одного из средств воспитания;
-
процесс воспитания - в роли одного из стимулирующе-мотивационных факторов обучения.
В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания:
-
в обучении используют преимущественно лекции, семинары, практикумы, лабораторные работы, стажировки;
-
в воспитательном процессе используют воспитательные мероприятия индивидуального и коллективного характера, общественную деятельность и т.д.
Процесс обучения, как правило, протекает в строго сформированной учебной группе, единой аудитории, по определенному учебному плану, строго очерченным программам.
Процесс воспитания в академических условиях не столь строго регламентирован; он имеет лишь рекомендательное, примерное содержание и протекает в ходе общественной, политической, культурно-досуговой, спортивной, художественной, служебной деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами учебного коллектива и каждого обучающегося. В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя учитывать при организации этого процесса.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности