logo

3.3. Характеристика педагогического процесса

Педагогический процесс - одна из важнейших основополагающих категорий педагогической науки. В педагогической литературе можно найти множество толкований его сущности:

И.П. Подласый считает, что педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых;

М.А. Данилов - что педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, его культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека.

Таким образом, под педагогическим процессом понимается целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития.

По своей сущности педагогический процесс - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции РФ о праве на образование, действующего законодательства об образовании и других актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.

Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса - обеспечении всесторонней подготовки человека, а через них, опосредованно, и коллективов, команд, других организационных объединений к успешному решению возложенных на них задач.

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности.

Процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов.

Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов воспитания (педагогов и обучающихся), направленное на решение задач обучения, воспитания и общего развития человека.

Процессуальными компонентами являются:

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи педагогическому процессу.

Педагогический процесс в отечественной системе образования имеет определенную направленность, которая формируется из потребностей развития нашего общества и необходимости подготовки управленцев нового типа. Исходя из этого, можно выделить главную цель педагогического процесса - всестороннее развитие личности.

Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития обучающихся, а также его содержания. Цели и содержание составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.

В педагогическом процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний, а также управляемых, развивающихся взаимодействий субъектов, которые характеризуют операционно-деятелъностный (организационно-управленческий) компонент учебно-воспитательного процесса.

Исследования педагогического процесса показывают, что в его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия, но и процессы духовного и профессионального роста, накопления, самосовершенствования таких качеств человека, как образованность, воспитанность, развитость.

Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Он предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности.

Целостность педагогического процесса в образовательных учреждениях достигается органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, служебного, практического, общественно полезного характера и реальными возможностями обучающихся по их реализации.

Требования по освоению программ обучения и возможности их реализации в сочетании с профессиональной деятельностью часто вступают в противоречия, но совместными усилиями они успешно преодолеваются.

Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать студенческий и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние, далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задания, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в широком смысле.

Источником развития процесса становится не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления.

Педагогический процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, то есть закономерные связи педагогической системы.

Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:

а) связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;

б) связи внутреннего педагогического процесса;

в) связи между процессами обучения, воспитания и развития;

г) между процессами воспитания и самовоспитания;

д) между процессами педагогического руководства и самодеятельности обучающихся;

е) между процессами воспитательных взаимодействий субъектов обучения и воспитания и др.

Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:

• зависимость уровня развития личности от наследственности, воспитательной и образовательной среды, включения в образовательный процесс применяемых средств и способов педагогического взаимодействия;

• управление учебно-воспитательным процессом;

• стимулирование педагогического процесса;

• единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;

• единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;

• взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающих достижение результатов, соответствующих поставленным целям.

В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности, контроля и учтет имеющиеся условия, примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.

При конструировании педагогического процесса необходимо учитывать его циклический характер. Обычно выделяют три этапа:

подготовительный;

основной;

заключительный.

На подготовительном этапе создаются необходимые учебно-материальные, морально-психологические, эстетические условия; рационально распределяется имеющееся время. На этот этап возлагается решение следующих задач:

• целеполагание;

• диагностика условий;

• прогнозирование достижений;

• проектирование и планирование развития педагогического процесса.

Завершается подготовительный этап разработкой перспективного плана обучения и воспитания, рассчитанного на семестр или учебный год. Целевое планирование содержания, форм и методов обучения и воспитания реализуется в учебных и тематических планах, в планах воспитательной работы, в которых учитывается не только общая цель воспитания, но и конкретные задачи формирования профессиональных и нравственных качеств личности с учетом особенностей сформировавшейся группы обучающихся.

Этап организации и осуществления педагогического процесса включает следующие элементы взаимодействия педагогов и обучающихся:

• постановка и разъяснение целей и задач деятельности, принятие их коллективом и отдельными исполнителями;

• реализация избранных методов, средств и форм организации педагогического процесса;

• обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитания;

• создание благоприятных условий;

• осуществление разнообразных мер стимулирования активности обучающихся.

В ходе организации педагогического взаимодействия осуществляются:

• оперативный контроль; .

• выделение слабых сторон в методах и формах организации воспитательных влияний;

•регулирование процесса путем умелой организации разнообразных мер стимулирования деятельности студентов и слушателей,

•внесение оперативных поправок в содержание деятельности субъектов обучения и воспитания, последовательность отдельных ее видов.

Осуществление оперативной обратной связи в ходе педагогического процесса способствует внесению поправок в соотношение управления и самоуправления, а значит - действенному решению воспитательных и образовательных задач.

Завершается педагогический процесс этапом анализа его результатов.

Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа контрольных работ, рефератов, совместного обсуждения итогов учебы в группе изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявить причины неполного соответствия результатов и целей обучения и воспитания. Анализ причин отставания в учебе или недостатков в поведении является исключительно важным элементом заключительного этапа педагогического процесса, который иногда недооценивается педагогами. Без выявления доминирующих причин неуспеваемости или недостатков, в поведении обучающихся невозможно правильно наметить последующие циклы педагогического процесса, на которых надо обязательно устранить обнаруженные недостатки.

Таким образом, к характеристике этапов развития педагогического процесса в его целостном цикле надо подходить не формально, а с учетом специфики конкретно складывающихся педагогических ситуаций.

Знание структуры, закономерностей, противоречий, основных этапов педагогического процесса поможет профессорско-преподавательскому составу со знанием дела организовать и качественно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.