3.3. Характеристика педагогического процесса
Педагогический процесс - одна из важнейших основополагающих категорий педагогической науки. В педагогической литературе можно найти множество толкований его сущности:
• И.П. Подласый считает, что педагогическим процессом называется развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых;
• М.А. Данилов - что педагогический процесс - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, его культуру и нравственный облик, его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека.
Таким образом, под педагогическим процессом понимается целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
По своей сущности педагогический процесс - это процесс социальный, призванный реализовывать положения Конституции РФ о праве на образование, действующего законодательства об образовании и других актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса - обеспечении всесторонней подготовки человека, а через них, опосредованно, и коллективов, команд, других организационных объединений к успешному решению возложенных на них задач.
Наиболее крупными компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности.
Процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов.
Педагогический процесс рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов воспитания (педагогов и обучающихся), направленное на решение задач обучения, воспитания и общего развития человека.
Процессуальными компонентами являются:
-
целевой (цель и задачи);
-
содержательный (содержание);
-
организационно-деятельностный (методы, средства и формы взаимодействия педагогов и обучающихся);
-
аналитико-результативный (достигаемые при этом результаты).
Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи педагогическому процессу.
Педагогический процесс в отечественной системе образования имеет определенную направленность, которая формируется из потребностей развития нашего общества и необходимости подготовки управленцев нового типа. Исходя из этого, можно выделить главную цель педагогического процесса - всестороннее развитие личности.
Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития обучающихся, а также его содержания. Цели и содержание составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.
В педагогическом процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний, а также управляемых, развивающихся взаимодействий субъектов, которые характеризуют операционно-деятелъностный (организационно-управленческий) компонент учебно-воспитательного процесса.
Исследования педагогического процесса показывают, что в его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и развивающие взаимодействия, но и процессы духовного и профессионального роста, накопления, самосовершенствования таких качеств человека, как образованность, воспитанность, развитость.
Целостность - синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостному педагогическому процессу присущи внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества. Он предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности.
Целостность педагогического процесса в образовательных учреждениях достигается органическим единством процессов обучения, воспитания, формирования и развития.
Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, служебного, практического, общественно полезного характера и реальными возможностями обучающихся по их реализации.
Требования по освоению программ обучения и возможности их реализации в сочетании с профессиональной деятельностью часто вступают в противоречия, но совместными усилиями они успешно преодолеваются.
Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать студенческий и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние, далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задания, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в широком смысле.
Источником развития процесса становится не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления.
Педагогический процесс - это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности. Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике является диалектический системно-структурный подход, позволяющий последовательно выявить существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, то есть закономерные связи педагогической системы.
Для выявления закономерностей целостного педагогического процесса необходимо проанализировать следующие связи:
а) связи педагогического процесса с более широкими общественными процессами и условиями;
б) связи внутреннего педагогического процесса;
в) связи между процессами обучения, воспитания и развития;
г) между процессами воспитания и самовоспитания;
д) между процессами педагогического руководства и самодеятельности обучающихся;
е) между процессами воспитательных взаимодействий субъектов обучения и воспитания и др.
Из анализа всех этих видов связей вытекают следующие закономерности педагогического процесса:
-
обусловленность педагогического процесса потребностями общества и личности, возможностями общества и условиями протекания процесса;
-
динамика педагогического процесса (величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе);
• зависимость уровня развития личности от наследственности, воспитательной и образовательной среды, включения в образовательный процесс применяемых средств и способов педагогического взаимодействия;
• управление учебно-воспитательным процессом;
• стимулирование педагогического процесса;
• единство чувственного, логического и практики в педагогическом процессе;
• единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности;
• взаимосвязь всех компонентов обучения, обеспечивающих достижение результатов, соответствующих поставленным целям.
В последней закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности, контроля и учтет имеющиеся условия, примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты.
При конструировании педагогического процесса необходимо учитывать его циклический характер. Обычно выделяют три этапа:
• подготовительный;
• основной;
• заключительный.
На подготовительном этапе создаются необходимые учебно-материальные, морально-психологические, эстетические условия; рационально распределяется имеющееся время. На этот этап возлагается решение следующих задач:
• целеполагание;
• диагностика условий;
• прогнозирование достижений;
• проектирование и планирование развития педагогического процесса.
Завершается подготовительный этап разработкой перспективного плана обучения и воспитания, рассчитанного на семестр или учебный год. Целевое планирование содержания, форм и методов обучения и воспитания реализуется в учебных и тематических планах, в планах воспитательной работы, в которых учитывается не только общая цель воспитания, но и конкретные задачи формирования профессиональных и нравственных качеств личности с учетом особенностей сформировавшейся группы обучающихся.
Этап организации и осуществления педагогического процесса включает следующие элементы взаимодействия педагогов и обучающихся:
• постановка и разъяснение целей и задач деятельности, принятие их коллективом и отдельными исполнителями;
• реализация избранных методов, средств и форм организации педагогического процесса;
• обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитания;
• создание благоприятных условий;
• осуществление разнообразных мер стимулирования активности обучающихся.
В ходе организации педагогического взаимодействия осуществляются:
• оперативный контроль; .
• выделение слабых сторон в методах и формах организации воспитательных влияний;
•регулирование процесса путем умелой организации разнообразных мер стимулирования деятельности студентов и слушателей,
•внесение оперативных поправок в содержание деятельности субъектов обучения и воспитания, последовательность отдельных ее видов.
Осуществление оперативной обратной связи в ходе педагогического процесса способствует внесению поправок в соотношение управления и самоуправления, а значит - действенному решению воспитательных и образовательных задач.
Завершается педагогический процесс этапом анализа его результатов.
Педагог с помощью доступных ему методов наблюдения, анализа контрольных работ, рефератов, совместного обсуждения итогов учебы в группе изучает степень решения поставленных задач. Особенно важно при этом выявить причины неполного соответствия результатов и целей обучения и воспитания. Анализ причин отставания в учебе или недостатков в поведении является исключительно важным элементом заключительного этапа педагогического процесса, который иногда недооценивается педагогами. Без выявления доминирующих причин неуспеваемости или недостатков, в поведении обучающихся невозможно правильно наметить последующие циклы педагогического процесса, на которых надо обязательно устранить обнаруженные недостатки.
Таким образом, к характеристике этапов развития педагогического процесса в его целостном цикле надо подходить не формально, а с учетом специфики конкретно складывающихся педагогических ситуаций.
Знание структуры, закономерностей, противоречий, основных этапов педагогического процесса поможет профессорско-преподавательскому составу со знанием дела организовать и качественно осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности