2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
Специфика педагогических и воспитательных методов, применяемых для обучения детей некоторого определенного возраста, опирается как на знание этапов развития детского (подросткового, юношеского) мышления, так и на знание этапов формирования личности человека.
По мнению многих педагогов, ребенок на протяжении двух фаз своего развития - в дошкольном и младшем школьном возрасте - по-разному овладевает смыслами человеческой деятельности: сначала в игре, а затем в учебной деятельности.
В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.
В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей. Среди таковых важное значение имеет развитие у ребенка различных ролевых функций. Использование свойственных ребенку игровых приемов позволяет направлять его поведение для освоения роли взрослого в той или иной ситуации, выполнения отдельных трудовых, полезных для семейных отношений функций.
Педагогическая теория и практика требуют наличия объективных показателей и методов оценки готовности ребенка к школьному обучению.
Методическая степень готовности ребенка к школе определяется путем сравнения его индивидуальных показателей со статистической возрастной нормой.
Для детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность:
-
приобретение информации;
-
ее организация;
-
установление определенных связей между явлениями, фактами;
-
осуществление некоторых видов логических выводов.
С точки зрения дидактики, важным приемом для педагогической деятельности с детьми данного возраста является использование игровых методов обучения.
По классификации Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие детей возраста 7-12 лет отвечает овладению ими стадией конкретных операций, что соответствует развитию:
-
возможностей классификации объектов и событий на основании выделения отдельных признаков;
-
способностей к проведению элементарных логических рассуждений.
В течение остального периода школьного возраста - во время подросткового возраста (занимающего период примерно от 10 до 15 лет) и ранней юности (период от 14 – 15 до 18 лет) - учебная деятельность приобретает более углубленный, научно ориентированный характер, что связано с усвоением научно-теоретических знаний по многим предметным областям, а также с освоением основ логического мышления.
В частности, в соответствии со стадиями интеллектуального развития детей, по Ж. Пиаже, примерно после 12 лет за границей младшего школьного возраста подростки приобретают способность
• к более полному использованию абстрактно-логических операций;
• к использованию различных видов индуктивного и дедуктивного мышления. В личностном плане в подростковом возрасте происходят:
• активное формирование внутреннего мира человека;
• осмысливание личного опыта общения со взрослыми и сверстниками;
• в основном интуитивное формулирование моральных, нравственных норм и правил общения в коллективе.
Периоды кризисов возрастного развития являют собой вполне объективные и неизбежные фазы и проявляются при переходах от одного стабильного периода развития к другому.
Хронологически возрастные кризисы проявляются на границах стабильных периодов, причем в связи с интенсивным развитием более часто кризисы имеют место в детском и юношеском возрасте:
• кризис новорожденных, который имеет место в периоде до одного месяца и отделяет эмбриональный период от младенческого возраста;
• кризис одного года, который отделяет младенчество от раннего детства;
-
кризис трех лет, имеющий место при переходе от раннего детства к дошкольному возрасту;
-
кризис семи лет, наступающий при переходе от дошкольного к школьному возрасту;
-
кризис тринадцати лет, связанный с резкими изменениями в ходе гормонального созревания;
-
кризис семнадцати лет.
В поведенческом плане возрастные кризисы связаны с различными проявлениями признаков:
-
негативизма;
-
упрямства;
-
трудновоспитуемости;
-
надоедливости;
-
немотивированной вредности и других отрицательных качеств.
Возрастные кризисы у взрослых людей, перешедших границы молодости, также протекают весьма драматично. Их истоки во многом обусловлены недовольством своими достижениями и положением в обществе, своими успехами в личной жизни.
Это отчасти делает более объяснимыми причины кризисов, что также помогает их сглаживанию и коррекции, например, с помощью многочисленных вариантов методов:
-
психогигиены
-
;психодиагностики;
-
психоанализа.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности