logo

2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности

Специфика педагогических и воспитательных методов, применяемых для обучения детей некоторого определенного возраста, опирается как на знание этапов развития детского (подросткового, юношеского) мышления, так и на знание этапов формирования личности человека.

По мнению многих педагогов, ребенок на протяжении двух фаз своего развития - в дошкольном и младшем школьном возрасте - по-разному овладевает смыслами человеческой деятельности: сначала в игре, а затем в учебной деятельности.

В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В процессе игровой деятельности ребенок формирует не только различные стороны мотивационной сферы, но и различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.

В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей. Среди таковых важное значение имеет развитие у ребенка различных ролевых функций. Использование свойственных ребенку игровых приемов позволяет направлять его поведение для освоения роли взрослого в той или иной ситуации, выполнения отдельных трудовых, полезных для семейных отношений функций.

Педагогическая теория и практика требуют наличия объективных показателей и методов оценки готовности ребенка к школьному обучению.

Методическая степень готовности ребенка к школе определяется путем сравнения его индивидуальных показателей со статистической возрастной нормой.

Для детей младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность:

С точки зрения дидактики, важным приемом для педагогической деятельности с детьми данного возраста является использование игровых методов обучения.

По классификации Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие детей возраста 7-12 лет отвечает овладению ими стадией конкретных операций, что соответствует развитию:

В течение остального периода школьного возраста - во время подросткового возраста (занимающего период примерно от 10 до 15 лет) и ранней юности (период от 14 – 15 до 18 лет) - учебная деятельность приобретает более углубленный, научно ориентированный характер, что связано с усвоением научно-теоретических знаний по многим предметным областям, а также с освоением основ логического мышления.

В частности, в соответствии со стадиями интеллектуального развития детей, по Ж. Пиаже, примерно после 12 лет за границей младшего школьного возраста подростки приобретают способность

• к более полному использованию абстрактно-логических операций;

• к использованию различных видов индуктивного и дедуктивного мышления. В личностном плане в подростковом возрасте происходят:

• активное формирование внутреннего мира человека;

• осмысливание личного опыта общения со взрослыми и сверстниками;

• в основном интуитивное формулирование моральных, нравственных норм и правил общения в коллективе.

Периоды кризисов возрастного развития являют собой вполне объективные и неизбежные фазы и проявляются при переходах от одного стабильного периода развития к другому.

Хронологически возрастные кризисы проявляются на границах стабильных периодов, причем в связи с интенсивным развитием более часто кризисы имеют место в детском и юношеском возрасте:

кризис новорожденных, который имеет место в периоде до одного месяца и отделяет эмбриональный период от младенческого возраста;

кризис одного года, который отделяет младенчество от раннего детства;

В поведенческом плане возрастные кризисы связаны с различными проявлениями признаков:

Возрастные кризисы у взрослых людей, перешедших границы молодости, также протекают весьма драматично. Их истоки во многом обусловлены недовольством своими достижениями и положением в обществе, своими успехами в личной жизни.

Это отчасти делает более объяснимыми причины кризисов, что также помогает их сглаживанию и коррекции, например, с помощью многочисленных вариантов методов: