5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач:
-
содействие правильному физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности. Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, предупреждение заболеваний и охрану здоровья;
-
развитие основных двигательных качеств. Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств - силы, выносливости, ловкости и быстроты;
-
формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками;
-
воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию;
• приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся:
-
физические упражнения;
-
природные факторы;
-
гигиенические факторы.
Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.
Наиболее распространенной является классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает:
-
гимнастику;
-
игры;
• туризм,
• спорт.
С педагогической точки зрения, ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику:
• основную;
• гигиеническую;
• спортивную;
• художественную;
• производственную;
• лечебную.
Игры:
• удовлетворяют естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности;
• возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий;
• содействуют укреплению дружбы и товарищества.
Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде и приобретают:
• физическую закалку;
• выносливость;
• прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке;
• опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Выступая в едином комплексе с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся.
Физическое воспитание и развитие предполагают:
• гигиеническое обеспечение физкультурных занятий;
• рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д.;
• строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований.
Воспитание физической культуры учащихся осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности