logo

5.7. Формирование эстетической культуры учащихся

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

Он предусматривает выработку системы художественных представлений взглядов и убеждений; обеспечивает удовлетворение оттого, что является действительно эстетически ценным.

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть:

Немало эстетических впечатлений дает деятельность учения.

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве.

Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.

Средства приобщения учащихся к художественной культуре:

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования.