5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.
Он предусматривает выработку системы художественных представлений взглядов и убеждений; обеспечивает удовлетворение оттого, что является действительно эстетически ценным.
Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть:
-
одухотворен высокой общественно значимой целью;
-
отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью.
Немало эстетических впечатлений дает деятельность учения.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
Ничем не заменимый источник прекрасного - природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения.
Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве.
Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного.
Средства приобщения учащихся к художественной культуре:
-
развитие культуры чтения - одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости;
-
хоровое пение - является основой музыкального воспитания в школе; обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств; развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус;
-
преподавание изобразительного искусства. Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями российского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры; научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы; воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства;
-
большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений и литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать кино и телефильмы;
-
огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе дополнительного образования.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности