logo

3.2.2. Модели высшего профессионального образования

Среди моделей образования, исходя из сложившейся практики, можно выделить:

- Модель образования как государственно-ведомственной организации.

Эта модель позволяет рассматривать систему образования как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с централизованным подчинением и контролем со стороны административных специальных органов. Властные структуры определяют социальный заказ, модель специалиста, цели и содержание образования, номенклатуру учебных заведений.

Можно по-разному относиться к такой модели, критиковать ее жесткую централизацию, авторитаризм. Но в решении проблемы подготовки сложившаяся система профессионального образования не полностью себя оправдывает. Видимо, количество не всегда соответствует качеству подготовки специалистов и их востребованности.

- Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) - это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого. По мнению традиционалистов, образование направлено на соблюдение и передачу известных знаний, умений, способов деятельности с целью сохранения и передачи молодому поколению элементов культурного наследия человеческой цивилизации. Такая модель профессионального образования, в соответствии с концепцией традиционализма, должна преимущественно решать задачу формирования базовых знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, позволяющих обучающемуся перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей и умений более высокого порядка по сравнению с ранее освоенными.

- Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) предполагает организацию образования через широкую кооперацию деятельности образовательных учреждений разного типа и уровня, входящих в систему образования страны, выполняющих социальный заказ органов власти на подготовку кадров. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных категорий в образовательных услугах: быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. При такой модели образование получает реальную возможность быть востребованным другими сферами, что позволяет укрепить социальные гарантии, защищенность обучаемых.

- Рационалистическая модель образования, по утверждению ученых (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.), обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках данной модели осуществляется передача и усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют обучающимся безболезненно вписываться в существующие общественные структуры.

Центральное место в современной рационалистической модели образования занимает бихевиористская (от англ. - поведение) концепция социальной инженерии. Сторонники этой модели исходят из относительно пассивной роли обучающихся, которые, получая определенные знания, умения и навыки, приобретают адаптивный «поведенческий репертурар», необходимый для адекватной жизнедеятельности в соответствии с социальными нормами, требованиями и традициями, сложившимися в обществе. Вследствие узкого утилитаризма рационалистической модели, отсутствия творчества, самостоятельности, ответственности педагогов и обучающихся ее применение в образовательной системе РАГС ограничено. Недостатком этой модели обучения, на наш взгляд, является только ее нацеленность на механический образ действий, натаскивание обучающихся, ориентация их на точное следование предписанному шаблону.

- Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает индивидуальный характер обучения с учетом личностных особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Представители данной модели рассматривают образование как гуманистическое, соответствующее подлинной природе человека, помогающее обнаружить то, что в нем уже заложено природой. Профессорско-преподавательский состав, придерживающийся этой модели обучения, создает условия для самопознания и поддержки уникального развития каждого обучающегося в соответствии с унаследованной им природой, предоставляют как можно больше свободы выбора и условий для самореализации и самосовершенствования личности.

- Неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование «на природе», с помощью Internet, в условиях «Открытых школ», дистанционное обучение и др.

В XXI веке в России складывается вполне определенная модель образования взрослых. В рамках модели, культивируемой В. А. Сластениным, М. Т. Громковой, образование сегодня все более идентифицируется как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение личностного статуса и профессиональной компетентности человека. Это обстоятельство вызвало к жизни явление дополнительного образования взрослых, которое выступает частью массового непрерывного образования и не может рассматриваться вне его контекста.

Дополнительное образование взрослых правомерно описать в следующих терминах, понятиях и определениях:

• взрослый учащийся лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее учебную деятельность с занятиями в сфере оплачиваемого труда;

• образовательная деятельность - система последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями и другими работниками для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования взрослых и его задачами;

К числу основных принципов реализации потенциала модели образования взрослых относятся: признание права на образование в любом возрасте как одного из важнейших фундаментальных прав человека; ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма; направленность на гармонизацию интересов личности, социальной общности и общества в целом; доступность образования, понимаемая как реальная возможность получить надлежащую подготовку к жизни до начала профессиональной деятельности и преемственно продолжить учебу во взрослом возрасте; автономность образовательных учреждений - невмешательство органов центральной и местной власти в работу образовательных учреждений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; взаимодействие и партнерство государственных органов, неправительственных и общественных организаций; государственная поддержка общественной инициативы; гласность в вопросах разработки, принятия и реализации решений, затрагивающих интересы взрослого населения в области образования; учет специфики образовательных потребностей различных категорий взрослого населения; государственная поддержка образовательных учреждений и взрослых учащихся; содействие в поручении и продолжении образования лицам, нуждающимся в особой социальной защите; учет мирового опыта и рекомендательных документов международных организаций.

Основной социальной целью образования взрослых является содействие пожизненному личностно-профессиональному развитию человека, поступательному обогащению его деятельных способностей, духовного мира и творческого потенциала.

Приоритетными являются задачи, выполнение которых имеет наиболее важное значение для достижения основной социальной цели образования взрослых. К таковым относятся: обеспечение взрослых членов общества знаниями и умениями, необходимыми для продуктивной и приносящей удовлетворение жизни в современном обществе; содействие всестороннему компетентному и эффективному участию индивида в жизни демократического общества; обогащение знаний и умений, необходимых взрослому гражданину как ответственному субъекту социальной деятельности.

Под основными подразделениями образования взрослых понимаются обособленные составные части его структуры, включающие виды образовательной деятельности, сгруппированные по признаку общности их целей и содержания. К ним относятся:

Общее образование: обогащение личностных качеств, знаний и умений, необходимых всем взрослым членам общества безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий. В структуру общего образования входят: овладение общей грамотностью; академическое образование, сориентированное на развитие познавательных способностей и освоение научных представлений о мире; гуманитарное, сориентированное на освоение достижений художественной культуры и эмоционально-психологическое развитие; гражданское, сориентированное на расширение сферы участия в жизни общества и формирование активной гражданственности.

Специализированное образование: обогащение знаний и умений, необходимых для успешной деятельности в системе технологического и социального труда. В структуру специализированного образования входят: овладение функциональной грамотностью; профессиональное образование, сориентированное на повышение уровня компетентности в области оплачиваемых занятий; социально-экономическое, сориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых в видах деятельности, сопряженных с исполнением профессиональных функций; «ролевое» образование, сориентированное на обогащение знаний и умений, необходимых для адекватного выполнения социальных ролей, свойственных взрослому человеку.

Важнейшим элементом новой педагогической парадигмы является понятие дополнительного образования взрослых. В этой связи особую остроту приобрели следующие вопросы: какое образование следует считать основным, а какое - дополнительным, в чем их различие и каковы их взаимоотношения и функции, каким должно быть отношение государства к тому и другому?

Число людей, нуждающихся в дополнительном образовании, уже значительно превышает контингент студентов вузов, это превышение имеет тенденцию к росту по мере перехода от «конечного» образования к непрерывному. Большое самостоятельное значение имеют выявление и анализ основных социально-экономических факторов, определяющих объективную необходимость ускоренного развития сферы дополнительного образования взрослых. В числе таких факторов можно выделить:

В этих условиях система высшего образования, переподготовки и повышения квалификации призвана играть более активную, предвосхищающую и опережающую роль в общественном развитии, а не просто идти вслед за происходящими социально-экономическими переменами и связанными с ними изменениями технических средств и технологий. Дополнительное образование взрослых в современных условиях выступает как важнейший фактор интеграции науки, образования и производства. Особенно явно эта тенденция реализуется в форме технопарков, технополисов, наукоемких производств. Важно отметить, что объединение образовательных учреждений с промышленными и финансовыми структурами является не только способом развития образовательных учреждений, но и формой взаимного укрепления позиций объединенных сторон. Характерная особенность в данном процессе заключается в возрастании числа и масштабов деятельности образовательных структур последипломного образования за счет не столько государственных, сколько преимущественно частно-общественных организаций, сопровождающимся увеличением источников и способов финансирования образовательных учреждений. При этом прослеживается обретение системой дополнительного образования взрослых собственной методологии и методов обучения, особого характера организации учебного процесса.

Выявленные тенденции свидетельствуют о том, что наиболее интенсивные и существенные процессы протекают в точках контакта и взаимодействия основного и дополнительного образования взрослых. Дополнительное образование взрослых становится важнейшим звеном системы непрерывного образования и ведущим фактором его развития. По своей сути это формирующаяся подсистема современного образования, отражающая на современном этапе специфику той части системы, которая создает дополнительные возможности для каждого отдельного члена общества удовлетворить свои образовательные потребности.

В Федеральной программе развития образования в России предусмотрен комплекс мероприятий и целевых программ, направленных на решение следующих задач личностно-профессионального развития подготовки обучаемых:

  1. Обновление содержания и технологий обучения, что предполагает гуманизацию и гуманитаризацию образования; замену значительной части аудиторных занятий на участие обучающихся в творческой деятельности, подготовку социально значимых проектов: разработку инновационных образовательных программ «модульного» и краткосрочного обучения

  2. Фундаментализацию профессионального образования в системе образования за счет углубленного изучения классических гуманитарных дисциплин: философии, истории и политологии, социологии, иностранного языка, а также подготовки на конкурсной основе нового поколения учебников и ученых пособий, переподготовки профессорско-преподавательского состава.

  3. Информатизацию образования посредством создания национальной академической системы базовых данных, а также расширения международных связей в области подготовки и повышения квалификации специалистов в системе образования.

  4. Замену дисциплинарной модели содержания образования на системно-проблемную модель, в основу которой положена образовательно-профессиональная программа подготовки и переподготовки кадров, соответствующая требованиям государственных образовательных стандартов.

5. Реализацию идеи личностно-ориентированной модели образования, предполагающей создание оптимального механизма профессиональной подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации. Эта модель относится к инновационным технологиям обучения, способствующим созданию условий для самосовершенствования, развития творческих способностей человека. Анализ практики непрерывного образования в системе образования России позволяет сделать следующие выводы: