4.8. Методы обучения
Под методом обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала.
Слово «метод» (от греч. methodos - исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод - способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
Понятие метода обучения также отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности, при решении которых в процессе обучения применяются соответствующие способы учебной работы преподавателя и познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, понятие метода обучения отражает:
• Способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента, слушателя), направленные на решение задач обучения.
• Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Структурно метод выступает как упорядоченная совокупность приемов. Прием, в свою очередь, рассматривается как элемент, звено, элементарный акт педагогического процесса. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов как его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Например, запись базовых понятий применяется как при объяснении нового материла преподавателем, так и при самостоятельной работе обучаемых. В педагогической практике методические приемы используются для активизации внимания обучаемых при восприятии нового материала или повторении пройденного, стимулирования познавательной деятельности.
В учебно-воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:
- обучающую (реализуют на практике содержание и цели обучения);
- развивающую (совершенствуют уровень развития обучаемых);
- воспитывающую (влияют на результаты воспитания);
- побуждающую (выступают как средство побуждения к учению, служат стимулятором познавательной деятельности);
- контрольно-корректировочную (диагностика и управление процессом обучения). При этом методы обучения, как правило, несут следующую функциональную нагрузку:
• вычленяют ведущие звенья системы взаимодействий на всех уровнях: «преподаватель - обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «преподаватель - группа обучающихся» и т. п.;
• выступают в качестве средства организации познавательной деятельности обучающихся;
• определяют систему приемов деятельности преподавателя;
• формируют систему приемов учебной деятельности обучающихся;
• являются средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных обучающихся.
Функциональный подход является основанием для создания системы методов, в которой они выступают как относительно обособленные пути и способы достижения дидактических целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других методов.
Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и обучающихся. Однако целостной, единой классификации методов обучения, которая в обобщенном виде включала бы в себя все классификационные характеристики методов, пока нет. Разные авторы используют различные признаки и подходы к их систематизации.
Рассмотрим разнообразные классификации методов и выделим некоторые из них, оптимально подходящие для использования в педагогической практике и обеспечения эффективности познавательного процесса в системе образования.
Традиционная классификация (Е. И. Перовский, Е. Я. Голант, Д. О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:
• практический (опыты, упражнения);
• наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
• словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
• работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
• видеометод (просмотр, обучение, упражнение, контроль).
Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М. А. Данилов, Б. П. Есипов и др.). Критерий - последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:
• приобретение знаний;
• формирование умений и навыков;
• применение знаний;
• формирование творческой деятельности;
• закрепление и контроль знаний, умений, навыков.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
• поисковые;
• объяснительно-иллюстративные;
• репродуктивные;
• проблемного изложения;
• эвристические (частно-поисковые);
• исследовательские.
Кроме того, выделяют инновационные методы:
• игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);
• методы тренинга;
• методы программированного обучения;
• методы компьютеризированного обучения;
• методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);
• ситуационный метод;
• методы обучающего контроля и др.
Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы подразделяются по основным этапам постижения истины: «живое созерцание», абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:
• организации наблюдения, накопления эмпирического материала;
• обобщающей теоретической обработки фактических данных;
• практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.
Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы:
• научного познания реальной действительности;
• освоения искусства;
• практического применения знаний.
Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы.
Кроме того, классификацию методов обучения осуществляют:
• по их роли и значению в развитии сущностных сил, психологических процессов, духовно-творческой активности;
• по их соответствию возрастным особенностям обучающихся;
• по степени эффективности их воспитательного воздействия, влиянию на формирование сознания, внутренних мотивов и стимулов поведения обучающихся.
Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
- наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
- логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
- гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
- самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
- методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности).
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.
Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.
Обобщенные и конкретные характеристики педагогического процесса и его главных участников (педагогов и воспитанников) могут быть выявлены с помощью методов специальной диагностики.
Контроль в процессе обучения - наиболее отработанная процедура как в теории, так и в методике.
Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные функции:
-
образовательную;
-
развивающую;
-
воспитательную.
Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность, регулярность проведения;
- разнообразие форм проведения;
- всесторонность;
- объективность;
- дифференцированный подход;
- единство требований учителей.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
В учебном процессе в различных сочетаниях используются следующие формы методов контроля:
Устный опрос - осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах:
• цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся;
• устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места.
Письменный контроль иногда бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть.
Практический контроль (лабораторный контроль) применяется для проверки выполнения заданий практического характера.
С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний; предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного видов опроса.
В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: предварительный контроль - направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, который будет изучаться;
-
текущий контроль - осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся;
-
тематический контроль - осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготовляет к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам;
• итоговый контроль - проводится в конце четверти, полугодия всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.
В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве.
Как видим, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных нами классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных моделей подготовки и переподготовки специалистов.
В системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса. При этом выбор методов обучения определяется:
• общими целями обучения, воспитания и развития человека;
• особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
• целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; временем, отведенным на изучение того или иного материала; уровнем образования и практического опыта человека;
• уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
• уровнем квалификации и личных качеств преподавателя.
С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода или их сочетания для проведения занятия.
Вместе с тем умелое применение различных методов обучения на плановых занятиях не может сделать процесс подготовки специалистов оптимальным без хорошо организованной самостоятельной работы, стремления обучающихся самостоятельно находить необходимую информацию. При этом одной из основных задач обучения выступает овладение умениями и навыками самообразования и самоорганизации деятельности.
Готовность к самообразованию предусматривает овладение обучающимися всеми компонентами самообразовательной деятельности: мотивационным, целеполагающим, процессуальным, организационным и оценочным. Самообразование человека носит индивидуальный характер и предполагает творческий подход к определению частных и перспективных целей, выбору методов и средств организации самоконтроля, осмыслению социального заказа, квалификационных требований к уровню подготовки, жизненных установок, запаса имеющихся знаний и умений. Качество и эффективность самообразовательной работы во многом зависит от стиля и методов самостоятельной работы. При этом важно относиться к самообразованию как к определенной системе личной учебной деятельности, а не как к эпизодическому занятию.
Содержание самообразования включает три направления: профессиональное, предполагающее углубление знаний и умений, связанных со служебной деятельностью; психолого-педагогическое, связанное с овладением методами самообучения и самовоспитания, психологической подготовкой к выполнению задач различной сложности; общекультурное, включающее ознакомление с произведениями литературы и искусства, посещение музеев, выставок, театров, занятия спортом, живописью и пр. В успешном самообразовании важная роль отводится формированию навыков самоуправления и самотренировки, выполнению разнообразных практических заданий.
Современные требования к подготовке управленческих кадров обусловливают необходимость постоянного совершенствования всех сторон образовательного процесса. Одним из важных элементов повышения качества и эффективности процесса обучения является постоянное улучшение методического уровня. Выбор наиболее адекватных для данных условий методов обучения позволит подготовить высокопрофессиональных, компетентных и высоко-нравственных специалистов, способных действовать в сложной и нестандартной обстановке, новых социально-экономических условиях.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности