logo

4.3. Цели обучения

Процесс обучения осуществляется на разных уровнях и носит цикличный характер. Важнейшим показателем развития циклов учебного процесса являются дидактические цели педагогического труда.

Общей целью системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации является обеспечение высокого профессионализма специалистов, способных наиболее эффективно выполнять свои задачи и функции. Исходя из общей цели образования, содержания предмета и конкретного учебного задания, формируются частные цели. При этом учитываются возрастные особенности и уровень подготовки обучаемых, применяемые методы и средства обучения.

Особенно важна дифференциация целей в связи с тем, что в образовательном учреждении одновременно обучаются студенты очного отделения и заочники на базе высшего и на базе среднего профессионального образования. Естественно, что преподавателю необходимо вносить корректировки в цели каждого занятия с учетом возраста и профессионального опыта обучающихся.

Этап принятия целей включает их осознание и осмысление обучающимися как своих собственных, согласие с ними, принятие их как потенциально возможных и достижимых. Этап принятия целей, как правило, сопровождается борьбой мотивов, неуверенностью в правильности выбора. Корректировка целей может происходить еще на этапе их формулировки, когда с учетом реально складывающихся обстоятельств они уточняются, корректируются и обогащаются.

В ходе учебных занятий обычно происходит предварительная оценка результатов их реализации, при этом учитывается готовность обучаемых достигать намеченных целей при помощи того, что они сами вносят в процесс обучения. Опытный педагог, опираясь на творчество студентов и слушателей, обогащает занятие, делает его более результативным. Кстати, вначале учебного занятия не у каждого обучающегося есть осознанная цель, поэтому преподавателю необходимо создать условия для ее появления.

Серьезное влияние на формирование целей как у преподавателей, так и у обучающихся имеют методологические положения, на которых базируется система непрерывного образования:

Б. С. Блум предложил педагогическую таксономию целей в когнитивной (познавательной) области как группу категорий, каждая из которых выражает определенную совокупность и последовательность интеллектуальных операций.

Интересен подход Н. Ф. Талызиной, обосновывающий преемственность целей разных уровней и обеспечивающий их синтез в целостную систему, а также прямую связь целей с содержанием обучения. При этом она использует модель специалиста как основу построения системы подготовки будущего специалиста.

Существуют и другие подходы к классификации целей, например, по субъекту деятельности, которые в свою очередь делятся на:

Разнообразные подходы к определению целей обучения их классификации, а также накопленный опыт в системе образования свидетельствуют о том, что успех обучения в целом и каждого занятия в частности будет достигнут только в том случае, если студенты и слушатели будут не только применять цели, поставленные преподавателем как свои собственные, но и уметь их формулировать, ставить перед собой, стремиться к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию.